Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

среда, 22 сентября 2010 г.

История изобразительного искусства в Красноярском крае

Источник: Давыденко И.М. Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. - 182с. - с.7-26
Краткий обзор истории развития изобразительного искусства в Красноярском крае
…Более заметный след в истории художественной культуры Красноярска оставил Николай Васильевич Гребнев — первый учитель В. И. Сурикова. Н. В. Гребнев был профессионально хорошо подготовленный художник и талантливый педагог. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества вместе с А.К. Саврасовым, В.В. Пукиревым, Н.В. Невревым—выдающимися русскими живописцами. Училище Гребнев окончил по классу портретно-исторической живописи в марте 1856 года. За женский поясной портрет был удостоен Академией звания свободного художника.
Н.В. Гребнев приехал в Красноярск в конце 1856 года и прожил здесь до 1863 года. Он преподавал рисование в городском училище, где и свела его судьба с В.И. Суриковым, учившимся здесь с 1856 по 1862 год.
Гребнев сразу же угадал яркий талант Сурикова и опекал мальчика вплоть до своего отъезда в Иркутск, оказав большое влияние на развитие его художественного дарования.
Получив приглашение на должность преподавателя и надзирателя двух учебных заведений, Гребнев переехал в Иркутск, так как Красноярское училище не смогло обеспечить удовлетворительную зарплату художнику, имевшему семью. Брать же заказы на писание икон ему не позволяла профессиональная совесть.
В.И. Суриков всегда отзывался о своем первом учителе с большой теплотой: «Когда я в Красноярском училище учился, там учитель рисования был — Гребнев. Он меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною. О Брюллове мне рассказывал. Об Айвазовском, как тот воду пишет, что совсем как живая».
Гребнев отдавал способному ученику все свое свободное время, знания и силы. В воскресные дни вдвоем уходили писать этюды за город.
«Гребнев, — продолжает Суриков, — брал меня с собой и акварельными красками заставлял с верху холма город рисовать. Мне одиннадцать лет тогда было. Приносил гравюры, чтобы я с оригиналов рисовал: «Благовещение» Боровиковского, «Ангел молитвы» Неффа, рисунки Рафаэля, Тициана».
Глубоко запали в душу Сурикова слова, сказанные Гребневым перед отъездом в Иркутск, — развивать свой талант, ехать в Академию.
В 80-е годы в Красноярске жил Михаил Александрович Рудченко. Он учился в Академии художеств, работал в Москве в литографии художником-рисовальщиком. Приехав в Красноярск, некоторое время жил у Каратановых. Написал по заказу здешних правительственных учреждений ряд портретов именитых особ. Его масляные работы есть в краеведческом музее. Среди них особо выделяется картина «Арестант в тюремной камере», написанная в традициях русского реалистического искусства. Писал он и пейзажные этюды на «Столбах», где бывал не раз. М.А. Рудченко готовил Д. Каратанова к поступлению в Академию художеств. Дмитрий Иннокентьевич, вспоминая Рудченко, говорил, что это был большой и чуткий художник. Он прекрасно понимал своеобразие, сущность характера сибирской природы. В.И. Суриков ценил Рудченко как интересного художника, прямого в суждениях человека и, уважая его профессиональное мнение, не раз беседовал и советовался с ним во время создания своих картин. Последние годы жизни М.А. Рудченко, как и Н.В. Гребнев, провел в Иркутске.
Каждый этап поступательного развития культуры и науки русского народа оставил замечательные достижения его гения в различных областях. Причем нередко выдающиеся деятели науки и искусства были выходцами из простого народа. Яркий пример тому Василий Иванович Суриков (1848—1916), родившийся в далекой Сибири, в Красноярске, в простой казацкой семье.
Поднявшись к вершинам мировой славы, Суриков вместе с тем оставался истинно красноярским художником. Нити его связей с Сибирью, с родным городом восходят к далеким глубинам истории, к походам Ермака, к закладке его далекими предками города-крепости Красного Яра на Енисее. Из родников дорогой ему красноярской земли наполнял он свое искусство, свое творчество. С детства он впитывал в себя старину, которая сохранилась и в архитектуре, и в предметах быта, одежды, типах и обычаях. В отцовском доме любили вспоминать славных казаков Суриковых, их ратные дела. Подвалы дома были полны вооружением разных эпох — саблями, шпагами, ружьями, мушкетонами, пистолетами, касками, киверами и погонами, мундирами с времен пугачевщины и походов Ермака.
В произведениях художника, равно и в многочисленных его высказываниях, находим мы признание того факта, что Сибирь оказала решающее влияние на характер его творчества, определив не только содержание многих его полотен, но и их живописную ткань.
В.И. Суриков был патриотом своего края. Памятником просветительской деятельности Сурикова на родине является созданная его стараниями в 1910 году художественная школа. Он позаботился об обеспечении ее пособиями, обратившись с просьбой в Академию художеств. В Красноярск прибыл из Петербурга вагон гипсовых слепков: розетки, орнаменты, геометрические тела, головы, бюсты, копии с античных скульптур, анатомическая фигура-экорше Гудона и другие учебные пособия.
Бывая в Красноярске, Суриков расспрашивал у ее преподавателя Д. Каратанова об успехах учеников.
«Приехав в последний раз в 1913 году, — вспоминает Каратанов, — Василий Иванович посетил школу. Когда я стал рассказывать об успехах, достигнутых за четыре года работы, он сначала отнесся к моему рассказу с шутливым недоверием: «Мне хотелось бы видеть результаты работы», — сказал он. Но просматривая отобранные мною наудачу рисунки, этюды акварелью и маслом, он был удовлетворен, говоря: «Люди, так прекрасно передающие мертвую и живую натуру, могут поступать прямо в натурный класс столичной рисовальной школы»*.
Многие из красноярских художников начинали свое художественное образование в суриковской школе. Лучшими учениками первого ее выпуска были: заслуженный художник РСФСР А.П. Лекаренко, известный московский скульптор, уроженец Красноярска Г. Д. Лавров, сибирский живописец, инициатор создания художественного общества «Новая Сибирь» А.В. Вощакин, художник кино и режиссер В.И. Ковригин, К.И. Матвеева и другие.
Истинный новатор в искусстве, творивший по законам красоты, Суриков создал произведения, под обаянием которых находилось не одно поколение художников. Его картины были и остались школой живописного мастерства, совершенства воплощения идейного замысла. Советский народ в полной мере оценил вклад художника в развитие национальной культуры. На его родине, в Красноярске, создан мемориальный музей в доме, где родился, жил и многие годы работал художник. В одном из скверов установлен бюст-памятник. Имя В.И. Сурикова присвоено Красноярскому художественному училищу.
В Красноярске жива и бережно хранима традиция В. И. Сурикова, которую, как эстафету, принял его ученик Д.И. Каратанов. Он долгие годы преподавал в художественной школе, и его влияние на учеников сохранялось и после выпуска: «Они делались сторонниками каратановского сурового реализма, в основании которого чувствовалась школа Сурикова. Поэтому под опосредствованным Суриковским влиянием были все художники Красноярска и большинство красноярских художников, поселившихся в других городах Сибири. Среди них— председатель общества художников Сибири «Новая Сибирь» А.В. Вощакин». **
* Н.В. Лисовский. Сибирский художник Д.И. Каратанов. Красноярское книжное издательство,  1974, с. 29.
** П. Муратов. Художественная жизнь Сибири 20-х годов. «Художник РСФСР», Ленинград, 1974, с. 78.


Итак, ясно, что истоком развития изобразительного искусства Красноярска, его прочной реалистической основой является творчество и общественная деятельность В. И. Сурикова.
После Великой Октябрьской социалистической революции художественная жизнь Сибири представляла собой довольно сложное явление. В ряде городов организуются художественные общества. В самом начале 1920 года в Красноярске, как только было покончено с колчаковцами, художники вошли в профсоюз Рабис и создали студию-коммуну, членами которой были как красноярские, так и «осевшие» в городе приезжие художники. Одних из европейской части России привела сюда гражданская война, другие приехали, спасаясь от голода. В Красноярске в эти годы оказался Б. Иогансон, впоследствии автор замечательных картин «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе»; он работал декоратором городского театра. Более трех лет жил здесь живописец Н.М. Никонов, написавший картину «Вступление партизан в Красноярск», приобретенную Третьяковской галереей. В Красноярской художественной галерее имеется его акварельный автопортрет 1920 года. Девятнадцатилетним юношей оказался в эти годы в Красноярске П.В. Мальков. Впоследствии он стал лауреатом Государственной премии и преподавал в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. В собрании красноярца Н.В. Лисовского есть карандашные работы П. Малькова тех лет — «Автопортрет» и «Голова старика», экспонировавшиеся на выставках в Красноярске.
Но «плотнее» всех приезжих был связан с Красноярском П.Н. Староносов (1893—1942). Первое время художник жил у Д.И. Каратанова, который, несомненно, оказал значительное влияние на этого талантливого самородка, не имевшего художественного образования и своим развитием «обязанного самому себе». П.Н. Староносов стал большим художником, добившись этого упорным трудом, а также благодаря той помощи, которую получал от старых товарищей по искусству. Всю жизнь с большим теплом вспоминал Староносов известного художника Д.С. Моора и Д.И. Каратанова, которых считал своими учителями.
В Красноярске начало зарождаться его мастерство графика. Сам художник так рассказывал об этом: «В последнее время пребывания в Красноярске, в 1922 году, меня пригласили в редакцию «Красноярского рабочего» и предложили сделать ряд карикатур на тему о продналоге. Рисунки я сделал, но как их отпечатать? Цинкографии в городе не было. Пришла в голову мысль о гравюре на линолеуме. Необходимого материала также достать было невозможно. Тогда редактор Оленич-Гнененко вырезал из-под своего стула кусок линолеума и дал его для клише. С этого куска начала развертываться моя граверная работа».* (Источник: П. Староносов. Моя жизнь. - М.-Л., «Искусство», 1937, с. 45)
Так первые опыты перешли в увлечение, живописец стал графиком. После Красноярска он уехал в Закавказье, затем переселился в Москву и до последних дней жизни (умер в 1942 году) не забывал Красноярск. Все оттиски своих линогравюр и ксилографии слал Каратанову и Лисовскому. Красноярск располагает самым большим собранием подлинных работ Староносова. Значительное число их находится в Красноярской художественной галерее.
Сразу же после освобождения Красной Армией Красноярска созданная при отделе народного образования секция ИЗО организовала выставку картин местных художников. Нельзя сказать, что она была удачной и что ее произведения оказались созвучными событиям времени.
Спустя полгода открылась вторая выставка, которая, судя по отзывам печати, ничем существенным не отличалась от первой. Рецензент смог выделить лишь работы Д. Каратанова, его «северные мотивы». Больше всего автора рецензии возмутило то, что «кругом кипит жизнь, а они (художники) ничего не хотят знать вне своего «художественного Эльдорадо». (Источник: Джон. Уединенный адаг. — «Красноярский рабочий», 1920, 17 августа). Он имел в виду студию-мастерскую, где собирались художники для профессиональной учебы.
Трудно судить, насколько объективна эта рецензия.
Произведений тех лет не сохранилось. Но вполне допустимо, что автор сгустил краски.
Оценивая первые выставки послеоктябрьского периода, нужно иметь в виду, что, хотя умом и сердцем художники могли понимать суть происходящих революционных событий и преобразований, им не так легко и просто было отразить новые идеи в художественных образах. Требовалось время, и это вполне закономерно.
После отъезда из Красноярска Б. Иогансона, Н. Никонова, П. Староносова, П. Малькова в выставочной деятельности наступило затишье. Только в апреле 1924 года была открыта художественная выставка. Событие это примечательно тем, что названа она была «Первая художественная выставка». Видимо, этим подчеркивалось, что и общественность города, и сами художники относились к недавнему прошлому как к предыстории. И летопись своей художественной деятельности они начинают именно с этой выставки, когда ее участниками стали только красноярцы.
К началу 1925 года в Красноярске сложился, наконец, устойчивый коллектив художников. В мае 1925 года Д. Каратанов, А. Лекаренко, А. Вощакин, В. Петраков, И. Ляхов, А. Никулин, П. Пакшин, К. Поляшов, К. Вальдман устроили большую и содержательную выставку своих работ. В ряде произведений была видна попытка найти темы и сюжеты, близкие современности, стремление осмыслить события. Газета «Красноярский рабочий» заметила, что в творчестве художников чувствуется определенный уклон  к зарождению новых образов.
Наиболее значительные работы показал А. Лекаренко. Его цикл графических листов, объединенных названием «Пролетарий», посвященный революционным событиям, получил хороший отзыв критики. И. Ляхов экспонировал жанровую композицию «Первое мая» и портрет «Комсомолка»; Д. Каратанов — зарисовки, выполненные в поездке по районам Крайнего Севера. Особое внимание привлекли цветные линогравюры А. Никулина, в которых художник затронул тему сибирской ссылки В. И. Ленина.
Таким образом, первое пятилетие для изобразительного искусства Красноярска было периодом, когда определилось отношение художников к окружающей действительности, к своему месту в жизни нового советского общества, а также к реалистическому методу, как единственно правильному и прогрессивному.
Организационно коллектив еще не был оформлен, но идейно-творческая позиция красноярцев была близка существовавшему в те годы в стране художественному объединению АХРР (Ассоциация Художников Революционной России), наиболее последовательно отстаивавшему в художественном творчестве принципы реализма. Это отметил в своей рецензии корреспондент местной газеты в статье о выставке 1925 года. Он писал: «Большая часть картин на выставке выполнена в духе АХРРа». (Источник: П.К. Художественная выставка. — «Красноярский рабочий», 1925, 6 мая).

В январе 1926 года состоялось первое организационное собрание художников города, на котором было избрано правление. В его состав вошли Ляхов, Петраков, Пакшин. Начали проводиться занятия по идейно-политическому воспитанию коллектива, была организована профессиональная учеба.
Планомернее стали устраиваться выставки, куда привлекались и самодеятельные художники — резерв для пополнения профессионального искусства. Устранялась существовавшая до сих пор разобщенность, повышалось чувство ответственности, развивалась общественная активность художников.
В январе 1927 года в Новосибирске собрался первый съезд художников Сибири и одновременно открылась выставка живописи, скульптуры, графики и архитектуры. Накануне съезда образовалось общество художников «Новая Сибирь», а в ряде городов возникли его филиалы. Главную роль в организации общества сыграли красноярские художники А. Вощакин, А. Лекаренко, А. Никулин, К. Поляшов. Председателем был избран А. Вощакин. Центром этой организации стал Новосибирск.
Цели художественного общества были изложены в декларации: «Близость к трудящимся массам, единение с ними, работа для них — основной лозунг нашего общества. Идти под Красным знаменем, в ногу с пролетарской революцией, радуясь ее достижениям, мужественно преодолевая все трудности,—-таков наш путь».**
(Источник: П.К. Художественная выставка. — «Красноярский рабочий», 1925, 6 мая.  Декларация  напечатана в  членских  билетах  общества).

Декларация «Новой Сибири» была созвучна декларации АХРР.
На организованной первой Всесибирской художественной выставке от красноярского коллектива приняли участие Каратанов, Лекаренко, Вощакин, Ляхов, Никулин, Пакшин, Петраков, Вальдман, Поляшов, Ефремов, Попов.
На выставке экспонировалось около 600 работ из разных городов Сибири. Выставка побывала в Омске, Томске, Красноярске и Иркутске. Для музеев Сибири были приобретены работы Каратанова «Рыбаки», Вальдмана пейзаж «Тайга», «Заповедник «Столбы», Петракова «Канатчики» и «Сибирский двор».
После съезда, в марте 1927 года, в Красноярске был создан филиал общества «Новая Сибирь», куда вошла основная группа художников. Вощакин остался в Новосибирске, возглавив правление «Новой Сибири».
Прошедшие на сибирской земле съезд и художественная выставка имели важное значение. Они укрепили веру сибиряков в возрождение в широких масштабах искусства в Сибири. О выставке, как факте исключительного значения, писали газеты Красноярска, Иркутска, Томска, Омска, Барнаула. Заметки о выставке появились в газетах «Правда», «Известия».
Из Новосибирска художники уезжали с намерением подготовить картины из жизни Сибири для будущей второй выставки, приуроченной к 10-летию Октября. На местах они старались увлечь своим энтузиазмом всех, кто любит искусство и работает в нем. Даже в таких маленьких городах, какими были Минусинск и Ачинск, общее чувство духовного возрождения привело к образованию художественных коллективов, тоже получивших звание филиалов «Новая Сибирь». Они устраивали небольшие выставки и налаживали художественное образование в своих городах.
В 1928 году Красноярск отмечал 35-летие творческой деятельности Д.И. Каратанова. Была организована персональная выставка его работ. Исполком горсовета обязал отдел народного образования возобновить работу художественной школы.
Советом географического общества была организована секция литераторов и художников, чтобы приблизить творчество местных поэтов, писателей и художников к темам края.
Важным событием было открытие художественной выставки. Новые работы свидетельствовали об укрепившемся стремлении художников связать творчество с жизнью.
Хорошие отзывы получили «Лесопильный завод» К. Вальдмана, цикл работ «Горная Хакасия» А. Лекаренко, серия офортов из «Алтайской сюиты» А. Вощакина, «Портрет В. И. Сурикова» — скульптура А. Попова, большое полотно из быта Красной Армии «Греются на прогулке» В. Петракова.
Выставка, в сущности, подводила итоги работы в первое послеоктябрьское десятилетие — период становления нового искусства. Наряду с ростом профессионального мастерства шло художественное освоение новой действительности. В разных жанрах были созданы произведения, отражавшие события и настроения этого времени.
Но хотя общее развитие изобразительного искусства в крае шло вперед, было бы неправильным давать ему только односторонне положительную оценку. На выставках были и слабые работы, и даже те, которые характеризовались как лучшие, имели недостатки профессионального характера. Но важно главное — деятельность художников первых послеоктябрьских лет подготовила почву для успешного в дальнейшем развития искусства в крае и Сибири.
Нельзя не отметить активного участия художников 20-х годов в агитационно-массовой работе — художественном оформлении демонстраций, улиц, площадей в дни революционных праздников. При газете «Красноярский рабочий» было образовано нечто вроде творческого клуба. Здесь на общих собраниях литераторов и художников родилась идея планового украшения города к Октябрьским торжествам — десятилетию Советской власти. Было много инициативы и выдумки, создавались оригинальные по решению плакаты, панно, арки и т. п. Художники проходили первую школу творческого служения народу и революции.
Общество «Новая Сибирь» и его филиалы просуществовали до конца 1931 года.
Постановлением президиума Крайрабиса и Сибискусства общество художников «Новая  Сибирь» было ликвидировано, художникам предложено проработать установки центральных группировок и оформиться филиалом какой-либо из них. (Источник: «Сибирские огни», 1931, № 7—8, с.)
В феврале 1932 года в Красноярске был создан филиал РАПХ (Российской Ассоциации Пролетарских Художников). А через два месяца, 23 апреля 1932 года, вышло известное постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Все группировки были ликвидированы и создан единый Союз советских художников. Члены всех группировок вошли в него на равных правах. В связи с этим постановлением красноярский филиал РАПХ прекратил свою деятельность. В Иркутске было создано оргбюро Союза советских художников Восточной Сибири, включавшее и Красноярск.
В апреле 1933 года в Иркутске открылась конференция художников Восточно-Сибирского края. От красноярского коллектива в ней деятельно участвовали Д. Каратанов, А. Шестаков, А. Васильев, Е. Кобытев, И. Ляхов.
Основное внимание конференция уделила вопросам практического осуществления решений партии о перестройке работы на новой основе. Конференция избрала правление Союза художников, в состав которого от Красноярска вошли Д. Каратанов, А. Васильев, И. Ляхов, Е. Кобытев. Председателем был избран красноярский график А. Васильев. Фактически центром краевого Восточно-Сибирского отделения Союза художников стал Красноярск, так как председатель и большинство членов правления были красноярцы.
Конференция работала на фоне выставки произведений сибирских художников. Свои работы показали Д. Каратанов, И. Ляхов, К. Матвеева, В. Петраков, А. Шестаков, А. Ефремов и художники-самоучки Бояршинов, Калашников и А. Яворский.
Правление наметило большие меры по активизации творческой деятельности художников Восточной Сибири. Решено было готовить очередную выставку под девизами «За генеральную линию партии», «За построение социализма в нашей стране». Но организовать и провести ее не успели. В конце 1934 года Восточно-Сибирский край был реорганизован, выделился Красноярский край с центром в городе Красноярске, и в жизни красноярских художников начался новый период.

На первом организационном собрании художников в 1935 году представитель крайкома партии сообщил, что принято решение о создании краевого отделения Союза художников. Это решение было воспринято с большим одобрением. В оргбюро вошли представители партийных органов и художники А. Шестаков, В. Петраков и Ермаков. Был намечен обширный план работы по организации выставок, выявлению художественных сил края, организации учебы талантливой рабочей и сельской молодежи. Готовясь к созыву первой краевой конференции, оргбюро создало филиалы в Минусинске, Ачинске, Енисейске. В Красноярске был создан горком Союза под председательством К.И. Матвеевой.
В доме Суриковых (он не был в те годы мемориальным музеем) начала работу студия по повышению профессионального мастерства. Деятельность оргбюро и коллектива художников широко освещалась в местной печати. «Красноярский рабочий» систематически информировал читателей о ходе подготовки к выставкам о новой форме работы оргбюро — организации творческих командировок художников по краю, о работе над произведениями и о проведении конкурсов на лучший эскиз тематической картины.
Организационная работа, разъезды по краю в целях сбора материала для своих произведений, желание создать к выставке, посвященной 20-летию Октябрьской революции, глубокие по содержанию и мастерству произведения отнимали много времени. В силу этого краевая конференция отодвинулась на 1939 год. На ней был избран руководящий состав. Председателем стал А. Шестаков. Официально красноярская организация — краевое отделение Союза художников — была утверждена оргкомитетом Москвы в 1940 году.
Накануне краевой конференции в фойе театра им. А.С. Пушкина открылась краевая художественная выставка. Общий ее уровень был значительно выше всех предыдущих выставок. Хорошее впечатление производили работы Каратанова «Я.М. Свердлов в туруханской ссылке», «Постройка Красноярского острога»,  «Красноярский бунт». Радовало крепнущее мастерство А. Лекаренко — художник показал работы северной тематики; цветовой свежестью выделялись пейзажи «Столбы», «Старый и новый Красноярск» К. Вальдмана. Тема пребывания В.И. Ленина в сибирской ссылке нашла отражение в работах В. Петракова.
При подготовке к очередной выставке правление объявило конкурс на лучший эскиз на историко-революционную тему из прошлого Красноярска. Премиями были отмечены работы Д. Каратанова «Землепроходцы», А. Лекаренко «Расстрел колчаковцами партизан» и Дмитриева «Ленин в Шушенском».
Многие художники уехали в творческие командировки. В Курейке работали Каратанов и молодой художник Г. Попов. Свои зарисовки и этюды — более 70 работ — они показали потом, организовав выставку в Туруханске и Ворогово. В колхозе «Стальной конь» Емельяновского района собирал материал А. Шестаков, где он и умер за работой.
Уроженец Красноярска Александр Сергеевич Шестаков (1893—1941) окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, принимал активное участие в художественной жизни края, явившись одним из организаторов краевого отделения Союза художников. Он вел педагогическую работу в художественной школе, пользовался большим авторитетом у своих учеников и коллег по искусству.

Началась Великая Отечественная война. Она поставила перед художниками задачу — обратить искусство в оружие против врага. Красноярское отделение Союза художников совместно с товариществом «Художник» начало регулярный выпуск плакатов «Окна ТАСС». Плакаты ежедневно появлялись на рекламных щитах, в витринах магазинов, на стенах домов одновременно со сводками Совинформбюро. Многие рисунки и плакаты сопровождались текстом боевых стихов, написанных красноярскими поэтами. Активное участие в агитационно-массовой работе принимали художники А. Лекаренко, Б. Ряузов, Н. Заяц, Р. Руйга, А. Васильев, К. Матвеева, Я. Еселевич, А. Климанов и другие. Наиболее актуальные по темам и интересные работы воспроизводились на 21 открытках и «секретках».
Не прекращалась и творческая работа по созданию произведений станковой живописи, скульптуры и графики, в которых отражались героические будни тружеников тыла и славные подвиги воинов на фронтах.
В 1942 году состоялись три художественных выставки — две краевые, в июне и ноябре, и межобластная — «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны» — в Новосибирске, организованные филиалом Государственной Третьяковской галереи, находившейся в эвакуации в Сибири.
Среди картин краевых выставок зрители и критика отмечали «Подвиг капитана Гастелло» и «Могила фашистских пиратов» Б. Ряузова (это было первое участие художника в выставках).
Обобщением фронтовых впечатлений явилась картина А. Климанова, участника битвы под Москвой, «Кладбище фашистских танков».
Теме Отечественной войны посвятили свои произведения К. Вальдман («На новые рубежи»), Н. Заяц («Атака отбита»).
Подвиги на фронтах войны, находившие отражение в творчестве художников, волновали зрителей, призывали усилить помощь фронту. Часть работ на выставках рассказывала о подвигах тружеников тыла. Это композиции «В помощь фронту» 3. Волковинской, «Тыл — фронту» Г. Ермолаевой и другие.
На межобластной выставке Б. Ряузов показал созданное перед уходом на фронт полотно «Морской бой. Эпизод в Баренцевом море в 1941 году». Картина передавала суровое дыхание героической борьбы советских моряков с вторгшимся в наши воды фашистским боевым кораблем. В работах военной тематики молодой художник Б. Ряузов показал себя талантливым, думающим и сразу был принят в члены Союза художников СССР.
С батальной картиной «Отступление немцев под Москвой» выступила на межобластной выставке К. Матвеева.
Газета «Красноярский рабочий» писала в те дни: «С большой активностью ведут работу живописцы и скульпторы Красноярска. На проведенной летом 1942 года выставке «Великая Отечественная война» экспонировалось 86 работ. Лучшие произведения художников, отражающие борьбу советского народа, отобраны для массовой репродукции. Уже выпущены открытки репродукций с картин Б. Ряузова «Подвиг капитана Гастелло», В. Никифорова «Расплата», Ф. Марьясова «Зверства фашистов на Украине». К 25-й годовщине Октября будут выпущены: «Подвиг учительницы Жуковой» 3. Волковинской, «Подвиг Тотмина» К. Вальдмана, «Партизаны» Д. Каратанова. Гравировал репродукции А. П. Павлов». *(Источник: У художников Красноярска. — «Красноярский рабочий»,  1942, 28 октября).
Две больших выставки были проведены в 1943 году. Одна из них посвящена 25-летию Красной Армии, вторая — 26-й годовщине Октября. Основной темой была Великая Отечественная война и героический труд советских людей в тылу.
Художественные выставки в суровые годы войны — свидетельство глубокой веры народа в свои силы, правоту своего дела и конечную победу над врагом.
В это время творческую организацию художников возглавлял Иван Иванович Наливайко (1907—1946). Это был энергичный руководитель, отдавший много сил укреплению коллектива в тяжелые годы войны. Он был строг, требователен и вместе с тем внимателен к талантливой молодежи, изыскивая все возможности для материальной поддержки активно работавших художников. Итоги творческой работы красноярских художников за военные годы подвела седьмая краевая художественная выставка осенью 1945 года. Были показаны как вновь созданные произведения, так и выполненные в первые годы войны, но не потерявшие своего значения. Наряду с большим количеством портретов красноярцев — Героев Советского Союза, значительное место на выставке занимал пейзаж.
В 1946 году красноярцы впервые приняли участие на выставках за пределами края и Сибири. На первой послевоенной республиканской художественной выставке Д. Каратанов был представлен одной из своих лучших работ — картиной «Таежная глушь». Полотна А. Лекаренко открыли для широкого зрителя красоту природы далекого Таймыра. Одна из его работ «В низовьях Енисея» экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке 1946 года — «Победа». На этой же выставке Р. Руйга показал серию графических работ, посвященных Хакасии: «Бой богатырей», «Курганная степь» и другие. Картины К. Вальдмана «Вечер в заповеднике», «Столбы» рассказывали зрителям республиканской выставки о неповторимой красоте сибирской зимы.
Мирная послевоенная жизнь выдвинула перед художниками новые проблемы как организационного, так и творческого характера. Важное значение при этом имели постановления ЦК партии по идеологическим вопросам, принятые в период 1946—1948 и последующие годы, в которых неуклонно отстаивались основные творческие принципы советского искусства: коммунистическая идейность, партийность, народность, реализм, подчеркивалась необходимость тесной связи искусства с жизнью народа, осуждались тенденции безыдейности, формализма и натурализма, часто выступавших под флагом новаторства.
В послевоенные годы творческая активность красноярских художников быстро росла, их ряды пополнялись выпускниками художественных вузов и училищ. Поступательный рост и развитие изобразительного искусства в крае происходили на фоне общего подъема экономики и культуры в стране. Создавались необходимые условия для развития искусства. В 1959 году в Красноярске открылся Дом художника. Ведущие мастера получили творческие мастерские. Неизмеримо улучшились условия производственной работы, укрепилась материальная база, увеличились ассигнования на заключение с художниками договоров и т. д.
Важное место заняли вопросы художественного образования. Были созданы благоприятные условия для работы Красноярской художественной школы. Открылись новые в Норильске, Абакане, Канске, Енисейске, Шушенском, Дивногорске. В 1958 году состоялся первый набор студентов в Красноярское художественное училище. Талантливая молодежь получила возможность, не выезжая за пределы края, овладеть профессией художника. Одновременно с училищем была открыта художественная галерея. Ее роль велика не только в деле эстетического воспитания трудящихся, но и в активизации творческой деятельности художников. В галерее открыт отдел советского искусства, в котором свое место заняли и произведения местных мастеров. В выставочных залах галереи и Дома художника постоянно экспонируются работы красноярских художников и передвижные выставки, присылаемые центральными музеями и дирекцией художественных выставок Москвы.
В 1957 году был создан Союз художников РСФСР. Более планомерной стала выставочная деятельность в масштабах Российской Федерации. Образовались десять зон, объединивших ряд смежных краев и областей. Начали проводиться зональные художественные выставки. Красноярский край вошел в зону «Сибирь социалистическая». Она объединяет Алтайский край, Иркутскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую области и Тувинскую АССР.
Сегодня Красноярский край представляет огромную строительную площадку. У Дивных гор поднялся гигант на Енисее — Красноярская ГЭС. Эстафету дивногорцев приняли строители еще более мощной Саяно-Шушенской ГЭС. Своим трудом советские люди преображают Сибирь, ставят природные богатства на службу народу. На Таймыре растет и развивается Норильский горно-металлургический комбинат — жемчужина советского Заполярья, построена Хантайская ГЭС.
Не перечесть всех строек Красноярья. Насыщенные могучей техникой, они поражают воображение каждого, художника же — в особенности. Трудовой подъем строителей захватывает живописца, графика, скульптора. Все это дает неисчислимое количество все новых и новых композиционных решений, подсказанных жизнью. На великой стройке художника воспитывает и грандиозный размах строительства, и кипучая трудовая жизнь, и сплоченные многонациональные коллективы, и характеры, судьбы людей. С удовлетворением можно отметить, что образный строй многих произведений красноярских художников предопределен пафосом созидательного труда советских людей на великих стройках коммунизма.
Красноярской организацией Союза художников сделано много интересного. Прошел глубокий и сложный процесс формирования творческого коллектива, он дал реально ощутимые результаты. На родине великого Сурикова работает сейчас свыше 180 художников, более 60 из них — члены Союза. Филиалы творческой организации имеются в городах Норильске и Абакане — областном центре Хакасии. Красноярские художники активно выступают на краевых, зональных, республиканских и Всесоюзных художественных выставках. Общее количество участников краевых и зональных выставок колеблется от 70 до 80 авторов, республиканских — 25—30, Всесоюзных — 17—20.
Произведения многих живописцев, графиков и прикладников экспонировались на выставках советского искусства за рубежом. В разное время красноярским мастерам присвоены высокие звания заслуженного деятеля искусств РСФСР — Д.И. Каратанову, Б.Я. Ряузову, Р.К. Руйге; заслуженного художника РСФСР — А.П. Лекаренко, В.И. Мешкову, Н.В. Касаткиной, Ю.П. Ишханову, Т.В. Ряннелю, Н.П. Лою, А.М. Знаку, А.Ф. Калинину; Б.Я. Ряузов избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР и удостоен звания лауреата Государственной премии РСФСР.
Значительную часть творческого коллектива составляет молодежь. Среди них и недавние выпускники институтов и воспитанники Красноярского художественного училища. Они не только хранят традиции, созданные мастерами старшего поколения. Они в постоянном поиске. Постоянно «молодея», организация берет не только числом, но и умением.
Выставки последнего десятилетия показали, что коллектив красноярских художников способен решать серьезные задачи и создавать произведения, стоящие на уровне требований современного советского искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий