Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

суббота, 8 января 2011 г.

Бондин Сергей Васильевич 1955

Живописец, график. Родился 14.07.1955, г. Туймаза, Башкирия. Работает в жанре тематической картины, портрета, пейзажа, в декоративной скульптуре, книжной иллюстрации, сценографии. Учился в Красноярском художественном училище им. В.И.Сурикова на театральном отделении (1979-1984); на художественном отделении Института искусств, Оскарсхамн, Швеция (1992-1993). Своими учителями считает Поздеева А.Г., Капелько В.Ф. Преподает в Минусинской ДХШ (1984-1990, с 2006). Участник краевых, региональных, республиканских, зарубежных выставок с 1982. Член СХ с 1995. В 2005 г. – принят в Профессиональный союз художников, Московское отделение. Художник Сергей Бондин обескураживает непохожестью своих картин, к ним не успеваешь привыкнуть - настолько разнообразны они по стилю, технике, цветовой гамме.
Награды: 2002 - 3-я премия выставки «Вера без дел мертва» УСДВ PAX (Красноярск); 2004 - 1-ая премия выставки-конкурса «Минусинская палитра» (Минусинск); 2006 - 1-ая премия, там же. Произведения хранятся: в Минусинском  краеведческом музее им. Н.М. Мартьянова, Минусинской городской картинной галерее, в Институте искусств Оскарсхамн (Швеция), Историческом музее Кальмар (Швеция), литературном «Баренц-центре» (Швеция), в частном собрании С. Образцова, семьи Вишневских и других коллекциях России, Швеции, США. Персональные выставки: 1990 (Красноярск, Дома художника); 1990 (Институт искусств, Оскарсхамн); 1994-1995 (Народный дом и Исторический музей, Кальмар; библиотека Охус, Швеция); 1997 (г. Калач, Воронежская область); 1997 (Минусинская городская картинная галерея); 1999 (Минусинский драматический театр); 1997 (Красноярский историко-культурный и музейный центр «Музей на Стрелке», в/зал СХ «Чылтыс») и другие.
Персональный сайт http://bondin.xost.ru
Бондин С.В. Копенский чаатас. 2002
Несмотря на то, что Сергей Бондин — минусинец, он друг художников Хакасии, которую обошел вдоль и поперек. Отсюда и картины "В мастерской художника Капелько", "Вид на Тепсей с вершины Оглахты", "Царский курган из Сорска" и другие.
Сергей Бондин — путешественник, считает себя учеником Р. Амудсена, Н. Пржевальского. Места, где ступала нога художника: Красноярский край, Тува, Хакасия, Алтай, Горная Шория, Таймыр — как само собой разумеющееся. Жить рядом и не побывать? А еще Одесса и Таллинн, Лондон, Стокгольм и Копенгаген, были бы возможности, он продолжил бы путешествие по свету и дальше. Что, кстати, и делает теперь уже со своими детьми. В силу их возраста (старшему — 18, младшему — год, всего детей — четверо) пока походы на небольшие расстояния. Да и финансовые возможности ограничены.
— Считаю отношение к художникам у нас издевательским, — откровенничает Сергей. — Художник— это ведь целая фабрика. Он один и холст закупает, и краски. Грунтует, творит. С картинами тяжело расставаться — в них вложена душа. Но ведь у нас я не продал ни одной картины по ее настоящей цене, стоимость снижаю. Семья живет в аскетичных условиях. Все творческие командировки — на свои средства.
Бондин С.В. Дворик в Лондоне. 2001
 - Где работалось лучше всего?
 - На Западе. Там хамство отсутствует. Относятся уважительно, создают условия для творчества. У нас, конечно же, интереснее. Я люблю наши места, удивительные, самобытные.
Бондин окончил Красноярское художественное училище им. В.И. Сурикова, в 1992 — 1993 годах учился в Швеции, в высшем народном училище. С1982 года участвует в выставках, в том числе и за границей — в историческом музее города Кальмар (Швеция). Работы художника были представлены на выставках "Сибирское искусство" в Государственной Думе.
Бондин С.В. Художник в Копенгагене 2000

Высоцкая Т.М. пишет о творчестве художника: «Художественные системы Сергея Бондина включают две модели - воспроизводство древнего мира, который он призван «слушать», живя в собственной стоянке на археологическом раскопе, затем обобщать их в знаковой форме, взятой крупным планом в «земельном» колорите (середина 1980-90 гг.). Вторая модель действительности, интересная ему как художнику-исследователю - природа, семья, друзья-археологи, художники, бытовые сценки, городские виды. Но в нарочитой стилистической наивности авторского метода, повествующего о простом, житейском, и проявляется щемящая эмоциональность, трагичность темы незащищенности природы и человека. В плеяде самобытных мастеров Хакасии Сергей Бондин стоит особняком, как личность европейского типа художественного мышления, хотя представить его вне контекста культуры Хакасии невозможно. Внешне несвободное от модернистских влияний, его искусство свободно по чувству, по мировоззрению художника, легко оперирующего стилистикой наива, гротеска, приемами декоративности, формульности. «Присвоение» универсальных художественных средств осуществляется у него в очень органичных образных структурах, особо привлекательных в полупейзажных-полужанровых композициях. Они решаются с детской открытостью, но поражают гаммой чувств: от нежности до грустного юмора. Поражает и сфера его интересов: мир исторический и мир современный - от знака к предметности и наоборот».
Бондин С.В. Черное озеро 1997

Разный. Стремящийся оторваться от земли и... прочно на ней стоящий. И еще — поразительно добрый. Таково, пожалуй, основное впечатление от Сергея Бондина - художника. Он обескураживает непохожестью своих картин, к ним не успеваешь привыкнуть — настолько разнообразны они по стилю, технике, цветовой гамме.
— У меня не бывает периодов, когда преобладает какая-либо одна техника, — признался Сергей Васильевич. — В течение одного года могут появляться и символические, и реалистические картины. Реалистическая живопись — это дисциплинирующий мотив в работе, своего рода тренировка, развитие навыков. Пианист упражняется, играя гаммы, и при этом думает о большом произведении, которое ему еще предстоит сыграть. Эта психология в дневниках у Гофмана хорошо представлена...
Открывшаяся в зале Хакасского республиканского краеведческого музея выставка картин Сергея Бон-дина называется "Позови меня, великая степь — Апар минi, ильбек чазы". Однако на его полотнах не только — и не столько — степь. Есть здесь, например, и городской пейзаж: "Старый город", "Зимний Минусинск с крыши театра"...
Бондин С.В. Чистый четверг 1994

Для многих работ художника свойственна вертикальная, как будто стремящаяся вверх, композиция. "Подсолнухи под снегом": в центре и в отдалении — церковь. И подсолнухи, почти подпирающие небо, выбивающиеся за пределы картины, образующие своего рода арку, под сводом которой "приютилась" церковь. Стремление ввысь, к небу. Или даже так: к Небу.
Можно было бы долго бродить вдоль стен с развешанными на них картинами, подолгу замирая у каждой. Но тут зазвучал тимир-хомыс.
"Услышьте шум степей. Попробуйте вместе с Сергеем Васильевичем увидеть в их унылости особую прелесть..."
Степь у Бондина действительно особая. "В долине реки Есь", "Всадники улуса Горюнова" с хрупкой фигуркой впереди — всюду зыбкость, туман, разноцветная дымка...

Бондин С.В. Юкола 1998


— В Абакане умеют хвалить. Спасибо за теплые, правда, преувеличенные слова. — И добавил: — Наверное, имеет смысл сказать о детстве. Детство мое прошло в Воронежской области, в городке, куда докатился последний, по моим подсчетам, валун из Скандинавии (когда в эпоху Великого оледенения стали двигаться камни). Он стоял прямо у моего дома. В 1962 году я нарисовал на нем солнце — свою первую картину...
Это солнце, похоже, сопровождает художника всю жизнь. "Три солнца в тундре", "Улус Когунек": на холме два сплетенных в объятии тела, пронизанные солнечным светом. Или "Одуванчик", состоящий из множества солнц. Он и сам — солнце, центр маленькой вселенной...
— В детстве во мне проснулась страсть к путешествиям... — признается Сергей Бондин.
Недавно художник побывал в Швеции, где ему удалось видеть письмена, аналогичные тем, которые изображены на хакасских скалах, менгирах. Они не оставили его равнодушным: лаконичность первобытной живописи заметна в таких бондинских работах, как "Лисица" и "Птица, червяк и птенцы".
— Иероглифическая стилизация вносит простоту и ясность, — считает Сергей Бондин. — Без лишних деталей и второстепенностей.
На выставке представлен новый цикл работ, посвященный материнству. "Беременная", "Мать и дитя", целых три "Кормящих матери". Все линии на этих картинах образуют круг — символ начала мира, начала жизни.
Как всякий честный труженик, Бондин с уважением относится к своему труду. Художник, по его мнению, — это "целая фабрика": пишет картины, смешивает краски, готовит рамы, подрамники, реализует готовую "продукцию". В творческие экспедиции ездит на собственные средства.
— Эта сторона работы художника ускользает от внимания тех, кто видит картины, — говорит Сергей Васильевич, — И еще один момент. Картина не имеет временной протяженности (начала и конца, как, например, музыкальное произведение), и она неподвижна. Поэтому от человека, который смотрит на картину, требуется понимание и умение созерцать. Сейчас больше ценятся деловые люди, штольцы. А здесь нужнее обломовы — созерцатели. Созерцание свойственно русской природе. К сожалению, это качество в наше время почти утрачено.
Хроника областных, республиканских, региональных, всероссийских, зарубежных и международных выставок. 1991-2009
БОНДИН Сергей Васильевич
1999- «Сибирский вернисаж», Красноярский государственный художественный музей им. В.И.Сурикова
2000- региональный проект «Алтын-чер Саяно-Алтая. Диалог культур на пороге 3-го тысячелетия. Искусство Хакасии», Новокузнецк
2000- «Сибирский вернисаж». Фонд народных художественных промыслов, Москва
2000- «Сибирское искусство», Государственная Дума, Москва
2002- «Вера без дел мертва». УСДВ PAX. Красноярск - Дивногорск - Лесосибирск - Тюмень
2002- республиканская выставка «Я молодой», в/зал СХ «Чылтыс», Абакан
2002- «Минусинская палитра», Норильская картинная галерея
2003- городская выставка «Художник глазами художника», Минусинская картинная галерея
2003- региональная выставка «Сто художников Сибири», галерея «Сибирское искусство», Новокузнецкий художественный музей
2004- «Минусинская палитра», Минусинская картинная галерея
2007- «... А караван идет». Сергей Бондин, Варвара Бондина и дети, в/зал СХ «Чылтыс», Абакан
2009- региональная выставка «Саянские пленэры: итоги пятилетки», КВЦ г. Прокопьевска

Библиография:
  • Союз художников Хакасии: Альбом-каталог./ Администрация города Абакана, Министерство культуры Республики Хакасия, Союз художников Республики Хакасия ВТОО «Союз художников России», сост. Каталога и автор вступ. ст. Т.М. Высоцкая. - Красноярск, 2009. - 142с.
  • Пряткина А. Художник и труженик: [С. Бондин]/ Александра Пряткина// Хакасия. - 2005. - 27 января. - С. 8. - (Выставки). Художник Сергей Бондин обескураживает непохожестью своих картин, к ним не успеваешь привыкнуть - настолько разнообразны они по стилю, технике, цветовой гамме.
  • Алтын-чер Саяно-Алтая. Диалог культур на пороге 3-го тысячелетия. Цикл выставок. Искусство Хакасии: научно-художественный сб. / автор-сост. Ларина Л.Н.- Новокузнецк, 2000
  • Образцов С, Образцова И. Сибирское искусство. Живопись, графика, скульптура: альбом. - Красноярск, 2002; «Вишневый сад». Живопись, графика из коллекции семьи Вишневских: альбом.- Минусинск, 2005
  • Высоцкая Т.М. Хакасия // «Сто художников Сибири»: справочник современного искусства Сибири /сост. О.М. Галыгина. - Новосибирск, 2007
  • Шумская Л.В., Миссинг О.И. Минусинские художники: каталог. - Абакан, 2007

Комментариев нет:

Отправить комментарий