Гуннский дворец
Автор текста: Кызласов И.
Маска-оберег. Дверная ручка дворца
В истории вряд ли найдется
народ, известнее гуннов. Столетиями они были могущественными противниками как
Китая (в III в. до н.э. — V в. н.э.), так и зарождавшейся Европы (в IV-VI вв.).
И Восток, и Запад сделали их имя символом чужеродной дикости. Но веками не
могли противостоять действенности государственного устройства гуннов.
В истории вряд ли найдется
народ, загадочнее гуннов. Как азиатских, так и европейских. Увлеченная
событиями их бурной истории наука поныне ничего не знает наверняка ни о
происхождении гуннов, ни об их языке, ни о прямых потомках. Гипотез гораздо
больше, чем добротного материала, пригодного для изучения.
Китайские авторы меняли имена
соседних народов со сменой каждой китайской династии. Хроники утверждают, что
предков гуннов в легендарном китайском царстве Ся (2205-1766 гг. до н.э.)
именовали сюнъюй, позднее — гупфап, затем — ся-нъюнъ, а при династии Хань (
С объединением Древнего Китая
были снесены разделявшие былые царства крепостные стены, но их северные участки
не только оставили, но усилили и удлинили, возведя Великую стену, протянувшуюся
на
Стоит задуматься над этим
фактом истории. Надо ли говорить о преимуществах цивилизации (связывая с нею
лишь земледельчески освоенные равнины), если к одной эпохе равного могущества
достигли и китайцы, и гунны? Однако, следуя китайским хроникам, историки поныне
числят царство Цинь монархией, а владения гуннов — только лишь союзом племен...
Не так думали сами гунны.
Равенство с Китаем не вызывало у них сомнений. Они не только совершали набеги
на теснивших их в землях Ордоса китайцев, но и с 198 года до н.э. получали дань
из ханьской столицы Чанъани, брали оттуда принцесс, заключая династийные браки,
оговоренные «договорами о мире, основанном на родстве». В 89 году до н.э.
письмо правителя гуннов (шаньюя) Хулагу императору Уди начиналось словами: «На
юге есть великое государство Хань, а на севере могущественные хусцы (т.е.
гунны); хусцы — это любимые Сыны Неба, поэтому не обременяю себя мелкими
правилами приличия». Равной признавали державу гуннов и китайские императоры -
Вэнь-ди (180-157) именовал шаньюя братом и в 162 году писал: «Хань и сюнну —
равные по силе соседние государства».
Происхождение титула шанъюй
неизвестно, значение — «обширный, то есть владетель всего мира». Выходит, у
гуннов была своя Поднебесная империя. Их правитель, как и император Китая,
именовал себя Сыном Неба. Официально он титуловался так: «Небом и Землей
рожденный, Солнцем и Луной поставленный великий шаньюй сюнну».
Макет-реконструкция дворца наместника на реке Ташеба.
Реконструкция Н.В. Леонтьева. Минусинский музей
Земли единого Китая были
огромны, но и гунны подчинили обширные пространства. Второй шаньюй Модэ
(Маодунь) (209-174) на западе завоевал Восточный Туркестан до Такла-Макана, на
востоке — достиг полуострова Ляодун, на севере — Байкала.
Гуннская держава изначально
была многонациональной и многоязыкой и включала не только степи. По словам
ханьского историографа Сыма Цяня, гунны «образовали государство, равное по силе
Срединному государству». Иными словами, гунны создали в степях первую мировую
державу. Только число жителей, участвовавших в формировании армии Модэ,
составляло 1,5 миллиона человек. Государствообразующая роль Модэ-шаньюя
сравнима с созидателем единого Китая — императором Цинь Шихуанди.
Сравнимы не только размеры,
но и природа государственной мощи Китая и гуннов. Одну из причин усиления
царства Цинь видят в захвате им области Сычуань, давшей хлеб и руду.
Широкое внедрение железа
называют основой мощи династии Хань. Археология выявляет ту же государственную
мудрость шаньюя Модэ. Уже в 203 году до н.э. он подчинил богатейшие земли
Саяно-Алтая — исконный центр земледелия и металлургии. Возникшие к этому
времени аборигенные государства, включая царство динлинов на Енисее, погибли в
этой борьбе.
Централизованную
государственность, а не кочевую стихию выявляют разрабатываемые гуннами
железные рудники в Туве, а также введенные ими в Южной Сибири бронзолитейные и
художественные стандарты, обнаруженные при анализе сплавов и форм изделий в
Хакасии. В сферу единого государственного управления были втянуты новые племена
и народы. На то указывают открытые в Бурятии и на Алтае специализированные
поселения гуннских колонистов — пахарей и плавильщиков железа.
Фрагмент черепичной кровли
Гуннские поселения оказались
застроенными не войлочными юртами, а стационарными полуземлянками со стенами из
необожженного кирпича-сырца. Отличием гуннского дома была фундаментальная печь,
направлявшая дым в особые каналы и тем обогревавшая земляные лежанки-каны. Не
только применению конницы, но и самобытному отоплению научились китайцы у
степняков-соседей. Вопреки китайским летописям, мимоходом упоминавшим города у
кочевников-гуннов, археологи открыли десятки их правильно распланированных,
защищенных глинобитными стенами городов в нынешней Монголии и Западном
Забайкалье.
Иволгинское городище гуннов,
раскопанное на Селенге, создавалось по единому проекту с правильным
направлением прямых улиц и общими нормами расположения усадеб.
Тот же планировочный уличный
принцип открыт при раскопках Ташебинского городка в окрестностях Абакана в
Хакасии, в центре которого возвели глинобитный дворец наместника гуннов, а
окраину заселили местными жителями. Показательно, что наместником всей Южной
Сибири, обитавшим в этом городе, шаньюй назначил не своего родственника, а
плененного в 98 году до н.э. китайского полководца Ли Лина — у гуннов
бюрократическая система предпочтения деловых качеств уже побеждала принцип
родовитости.
Таинственный дворец,
раскопанный в 1940-х годах В.П. Левашевой, Л.А. Евтюховой и С.В. Киселевым,
поныне — единственное торжественное здание гуннов, известное мировой науке.
Сырцовые кирпичи, алебастр-облицовка стен дворца
Постройка была крупной,
площадью
К тому же план Ташебинского
здания не имеет аналогий ни в одновременной, ни в древней архитектуре Сибири,
Центральной Азии и Дальнего Востока. Планировочные принципы его западные. Через
страны Средней Азии, Афганистана и Ирана они восходят к древней архитектуре
Месопотамии и Переднего Востока.
Фрагмент черепичной кровли
Архитектором дворца не мог
стать ни китаец, ни гунн, ни тагарский динлин, ни, пожалуй, кыргыз-гяньгунь.
Скорее всего, им был среднеазиатский строитель из числа пленных юэджийцев
(массагетов-кушан), захваченных во время гуннских походов на Среднюю Азию. Эти
походы начал в 206 году до н.э. создатель гуннского царства Модэ-шаньюй, в
юности побывавший заложником в землях юэчжи.
При наличии множества
деревянных колонн, подпиравших потолки, тяжелая крыша Ташебинского дворца
покоилась в основном на глинобитных стенах. Нет никакого сходства с
дальневосточной традицией — столбовой системой китайских зданий. Не соответствует
ей и сооружение стен прямо на грунте, и их возведение из утрамбованной глины
(пахсы). Отопление здания основано не на пропуске горячего воздуха внутри
лежанок-канов, как у гуннов, а по специальным подпольным каналам, обставленным
и перекрытым каменными плитками. Все эти особенности присущи древней
архитектуре Западной Азии. Только черепичная кровля здания соответствовала
традициям Дальнего Востока.
Во дворце была найдена
китайская и гуннская посуда и украшения, а бытовые предметы оказались местной,
среднеенисейской работы. При всей фантастичности вида четырех бронзовых ручек
центрального зала, имевших вид горбоносых демонов с бычьими рогами, образцом
для их создания послужил облик местных европеоидов-динлинов.
Фрагмент черепичной кровли
Так, на примере
монументальной архитектуры мы видим, что уже за век до нашей эры Хакасия стала
землею, воспринимавшей воздействия западноазиатских, дальневосточных,
центральноазиатских и местных культур. Эта историческая особенность отличает
Хакасию и по сей день.
Управлявшие разноязыкими народами
азиатские гунны не были тюркоязычными. Судя по записям отдельных слов, их язык
вообще не принадлежал к какому-то известному ныне типу. Гунны не относились к
тюркскому миру ни по типу жилищ, ни по облику захоронений. Но они вывели на
историческую арену ранние тюркские народы, сдвинув их из неведомых первобытных
мест на Саяно-Алтайское нагорье: таковы древние кыргызы (гяньгуни), от смешения
которых с динлинами произошли хакасы, а также племена чиков Тувы и тюркоязычные
горноалтайцы.
К 40 году до н.э. внутренние
распри и упорная освободительная борьба так и не покорившихся саяно-алтайцев —
динлинов и их союзников — привели к освобождению Южной Сибири и развалу
гуннского государства.
Хакасский республиканский
краеведческий музей
Источник:
Кызласов И. ГУННСКИЙ ДВОРЕЦ./ Игорь КЫЗЛАСОВ, доктор
исторических наук.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.:
НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.420-422
Комментариев нет:
Отправить комментарий