воскресенье, 13 сентября 2015 г.

Декоративно-прикладное искусство в Сибири XIX – начала XX века



Геннадий Переладов
Мастера сибирских сел:
Декоративно-прикладное искусство в Сибири XIX – начала XX века
Старинные деревянные ворота, город Красноярск
Сегодня мы больше знаем Сибирь как богатейший край, где имеются огромные природные ресурсы, где построены и стро­ятся важные промышленные центры... Вместе с тем сибиряки и их культура со­ставляют одну из интереснейших граней духовного запаса нашей страны. Куль­турное наследие Сибири далеко не одно­значно. Оно по-разному проявляется как в отдельных регионах Сибири, так и на различных этапах ее освоения. Западную Сибирь достаточно сложно рас­сматривать как единый массив народной культуры. В нем сложилось несколько обширных регионов традиционной народ­ной культуры, обусловленных природны­ми и социально-историческими условия­ми: Север, Зауралье и Алтай. В течение XVII — начале XVIII века бы­ла осуществлена титаническая работа по освоению Западной Сибири.
Приток рус­ского населения в Сибирь вызывал необ­ходимость обеспечить переселенцев не только продуктами питания, но и про­мышленными изделиями. В целом можно сказать, что, начиная с XVII века, в За­падной Сибири начался процесс форми­рования промыслов, в том числе художе­ственных, основанных на традиционном народном искусстве. Этот процесс охваты­вает одну отрасль за другой. В течение XVII века здесь возникают деревообделочные, кожевенные, металлообрабатывающие, гончарные, портняжные, пимокатные и некоторые другие промыслы. Исто­рия показывает, что в XVIII—XIX веках промысловая деятельность сибирского крестьянства широко распространяется далее на восток и в южные районы За­падной Сибири. Вслед за зауральскими центрами промысловыми городами стано­вятся Ишим, Тюкалинск, Томск, Каинск, Мариинск, Барнаул и многие другие, а также промысловые села, их окружающие, что свидетельствует об устойчивых и развитых формах традиций народного де­коративно-прикладного искусства сиби­ряков.
Одним из самых ярких и широко распространенных видов народного  искусства стала художественная обработка дерева. И это, конечно, не случайно. Природа Сибири щедро наделена богатствами ле­са, где преобладают хвойные породы: сосна, ель, лиственница, кедр, много бере­зы и осины. Искусство сибиряка проявлялось с основательностью начиная со строительства дома. Некоторые старые избы Сибири, монументальные и крепкие, являются как бы соратниками крепостей. Зодчий чувствовал и понимал красоту дерева, он строил красивые и величест­венные остроги и крепости, а также до­ма. Они были конструктивно ясны и ла­коничны.
Скворечник из Сибири
Мастер никогда не привносил в свое сооружение ничего лишнего. Это роднит их с архитектурой Русского Севера. На стыке скатов крыши концы досок обычно перекрывались толстым выдолб­ленным снизу бревном — «охлупнем» («шеломом», «коньком»). В Западной Си­бири чаще употребляли название «конек». Своей тяжестью он прижимал всю кон­струкцию крыши, придавая ей необходи­мую прочность. Конец такого «конька» обычно выдавался вперед и иногда деко­ративно обрабатывался. Это был чаще трезубец или изображение головы коня. Любовь русского народа к узорочью осо­бенно сказалась в деревянной резьбе Си­бири. Образцы кружев из дерева без тру­да отыщутся в любом из старых сибир­ских городов. Среди всего многообразия форм резьбы по дереву есть скульптур­ная резьба, плоская, рельефная и пропильная, которая получила наибольшее распространение.
Резьбой украшались наиболее важные композиционные части сооружения: фронтоны, карнизы, обрамления окон и дверей, ворота. Это говорит о живучести традиций русского народного зодчества в условиях Сибири, где также все строго продумано, все являет единство конструк­тивного и эстетического.
Обработка фриза избы выпиловочным орнаментом в с. Малышевка. В селе Малышевка Иркутской области на избе А.И. Соколова имеется фриз с надписью: «Сия ажура приложена А. И. Соколову в память мастера». Выпиленная из доски надпись с затейливыми буквами размещена только по главному фасаду и хорошо оформляет переход от стены к крыше. Источник информации http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006348 «Крестьянское жилище Восточной Сибири» (По книге: Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М. 1953)
Богатство деко­ра нарастает от основания дома к его крыше. Особенно пышно украшен фронтон, поскольку он завершает, «венчает» дом. К торцам кровли прикрепляются «подзоры», а к центру поля фронтона — ажурное «солнышко». Некоторые элементы резьбы имеют давнее происхождение. На­пример, крыша дома и прилегающие к ней части воспринимались крестьянским со­знанием как подобие головного убора. Мы знаем, что головным уборам в древ­ности уделялось чрезвычайно большое внимание, им приписывались различные магические свойства. Интересные ассоци­ации вызывает в связи с этим характерное для наиболее старых жилищ Томской области оформление верхнего наличника окна резной доской, напоминающей древнейший женский головной убор — рогатую кичку. В резьбе таких наличников особенно часто встречаются мотивы солнечной розетки, коня, птицы, которые, как мы знаем, являлись оберегами в представлении восточных славян. Эти пережитки языческого культа животных, связанного с представлениями о плодородии, жизни, добром начале, сохранились в крестьян­ском искусстве практически до наших дней, хотя их изображения, конечно же, давно утратили первоначальное значение оберегов, превратившись в чисто декора­тивные элементы оформления жилища.
Стена подполатного угла. Конец XIX в. деревня Катышка. Из коллекции Н. Синячихинского музея заповедника. Источник изображения http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-08.htm (Урало-сибирская роспись)
Отличительную особенность сибирских изб составляет роспись масляной краской по штукатурке или по дереву. Кроме традиционной растительной орна­ментики в росписи встречаются бытовые и даже исторические сюжеты: сцены охоты, эпизоды из похода Ермака и др. Местное население, восприняв и творче­ски переработав многие наслоения, выра­ботало свою живописную систему, кото­рая позволяет называть ее сибирской кистевой (маховой) росписью, истоки которой уходят в северную и уральскую шко­лу этого вида народного творчества. В на­стоящее время в Западной Сибири сохра­нились редчайшие образцы интерьернои росписи. Центрами распространения росписи были купеческие селения регио­на: Каинск, Колывань, Черепаново, Камень-на-Оби, Мариинск и многие другие. Многие сибирские дома украшались не только резьбой и росписью, но и различ­ными изделиями из жести: чаще всего это водостоки, иногда дымники, флюгера, а то и просто украшения на крыше. Особенно славится дымниками Тюмень, но есть они и в Новосибирске, Томске, Кемерове и других городах и населенных пунктах Сибири.
Тюменский дымник из Сибири
Со второй половины XIX века просечное железо приобретает широкую популяр­ность в украшении балконных ограждений, фронтонов крылец, садовых ворот. В городах, а иногда и селах Сибири мно­гие из дымовых труб и водостоков укра­шались, да и украшаются по сей день, художественными венцами. Иногда ставят «флюгер», что указывает на старую традицию северных изб устанавливать вращающуюся птицу-флюгер. Интересно, что в Новосибирске даже на одной ил труб мылзавода стоит именно такая птица-флюгер в виде петуха, выполненная из просечного металла. Мастера-кровельщики изготовляли и множество подвесных кружевных подзоров из жести, но особенно много их руками создавалось дымников. Из жести изготовлялась также посуда — чайники, кружки, ковши и пр. Производство жестяных изделий было со­средоточено в большей степени в крупных населенных пунктах и городах, таких как Бийск, Новосибирск, Барнаул, Омск и Томск, но был развит этот промысел и в городах меньшего масштаба: Куйбышеве (Новосибирская область), бывшем Каинске, Барабинске, Камне-на-Оби и дру­гих.
Расписные бураки. Источник изображения http://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006334
Ценность для современных промыслов представляют бытовые изделия с росписью, которые имеют свои отличительные особенности. Это расписные прял­ки, деревянная утварь, сундуки, долбленая посуда, бондарные ушаты, изделия из бересты и многое другое. Раньше в больших селениях, где были ярмарки, име­лись обычно мастера, изготовлявшие прял­ки, гребни, трепала и т. д. Многие изде­лия народных мастеров обращают на се­бя внимание художественной отделкой. Резьба и роспись на предметах быта и орудиях труда выполнялись в традиционной манере. Росписью народные мастера Сибири покрывали стены дома, мебель, орудия труда; расписывались бондарная посуда, изделия из бересты и токарные изделия из дерева. Несмотря на разный материал, форму и назначение изделий, есть общее в стилистике их росписи. Можно говорип. об особом варианте ура­ло-сибирской росписи, которую мы назва­ли сибирской. Кроме того, в сибирской росписи можно выделить омскую, новоси­бирскую, томскую и кемеровскую ее раз­новидности. В целом для нее характерны цветной фон и лаконичный растительный орнамент живописного типа.
Широко раз­вит в Сибири также и керамический про­мысел.
Крынки из Сибири
Исследователи отмечают, что в XIX веке более всего гончарным делом славились села Томской и Тобольской губерний. Много керамики делалось и на Алтае. П.А. Голубев, исследователь этого про­мысла в прошлом веке, отмечал, «...что редкая сибирячка не может сделать горшок сама». На территории юга Западной Сибири сложилось несколько крупных районов по производству керамики — в Томской, Новосибирской, Омской и Кеме­ровской областях. На территории Новосибирский области, например, керамические центры были в Венгеровском. Ордынском, Кыштовском, Сузупском, Колыванском районах. Изделия сибирских кустарей отличались разными формами, размером и назначением: банки для ва­ренья, крынки, квашенки. горшки для цветов, миски и т. д. Лучшей по качеству слыла посуда колыванских мастеров, по­лучившая название «колыванок», но ранние лепные образцы в основной своей массе выглядели грубовато. Расписная посуда в Сибири была редкостью, так как ангобы малоизвестны, а для глазури требовалось сырье особого качества и глёт (окись свинца), который стоил очень дорого и был не всем доступен. Гончары-глазуровщики старались сохранить в тай­не секреты глазури и не всегда передавали их по наследству. Более традиционно для керамики Западной Сибири украшение рельефом. сохранившееся до XX века. Украшения делались в виде зигзагов из белой глины или рантов и веночек, выступающих над плоскостью черепка.
Большой горшок. Раньше такие называли макитрами. Отремонтирован при помощи берестяных лент. Источник изображения и информации http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=885
Любопытно, что в Сибирь гончарный круг пришел раньше, чем во многие центральные области России. В подавляющем большинство керамика делалась на нем. Однако встречаются в регионе и образцы лепной керамики, например, сосуд для кислого молока (XVIII в.) из д. Кирза Ордынского района Новосибирской обла­сти. Славилась Сибирь и так называемы­ми «колыванками» — это широкогорлый тип горшка с короткой тульей. Сосуды этого типа изготовлялись в селе Колывань Новосибирской области. Название «колыванка» относилось к упомянутому выше типу широкогорлого горшка, а не ко всей керамической продукции села Колывань.
В Западной Сибири местное население обыкновенный сарай, где делали керами­ку, называло уважительно «завод». Такие заводы работали до революции и в селах Кама и Гжатск Куйбышевского района Новосибирской области, районных центрах Колывань, Бердское, Черепаново, деревне Низовое па границе с Омской областью, поселке Черлак Омской области и многих, многих других.
Если гончарством в Сибири занимались и мужчины, и женщины (позднее, прав­да, только мужчины), то «сидеть на веретёшке» — заниматься прядением — это, конечно, было «привилегией» женщины. В конце XIX — начале XX века в некоторых местах еще продолжалось изготовление ткани домашним способом. Ткали на «кроснах». Из овечьей шерсти изготавли­валось сукно.
Имелись целые селения или даже районы, где преобладающим заня­тием являлись различные кустарные промыслы. Крупные районы кустарной промышленности сформировались в юго-западной части Западной Сибири. Узорным ткачеством занимались повсеместно. Почти в каждой деревне были мастерицы, бравшие заказы па узорные «браны», но домотканые изделия постепенно вытеснялись фабричными.
Браные узоры на текстильных изделиях русских крестьян Восточной Сибири. Источник изображения и информации http://www.liveinternet.ru/users/zetta_starlec/post258579181
Текстиль и его художественная обработ­ка занимает заметное место в народном декоративно-прикладном искусстве Сиби­ри. И сейчас мы повсеместно можем встретить народных умельцев, которые ткут ковры, дорожки, паласы, изготавливают «круги», вышивают и вяжут. Ковры в Западной Сибири употреблялись для застилания полов, для декоративного убранства жилища, вместо постелей, си­денья, для укрывания от холода пассажи­ров при езде в санях. В настоящее время бытует множество типов ковровых изде­лий: традиционный тканый махровый ковер — «сибирский», ворсовые ковры обычного типа, узелковые и «игольчатого» типа, вышитые швом «болгарский «крест», паласные, аппликационные и лоскутные. Начиная с XIX века образцы сибирского махрового ковра распространились по всей территории Сибири. В XX веке худо­жественная ценность ковров не только не утратилась, а, наоборот, возросла. При художественном своеобразии сибирского махрового ковра с розами у него имеется определенная перекличка с курскими, орловскими и воронежскими коврами по­добного типа. Это неудивительно, ведь переселенцев из центральных областей в Сибири было множество, и это не могло не сказаться, в частности, на стиле ков­ров.
Уникальные тюменские ковры. Источник изображения и информации http://smartnews.ru/regions/tymen/6351.html . Именно знаменитый тюменский ковер увековечил художник Василий Суриков на своей картине «Взятие снежного городка». На ковре с длинным ворсом на черном фоне изображен большой букет роз и маков в обрамлении бутонов и пышных листьев.
Определенное влияние на русскую культуру сибиряков в ковровом промысле оказало искусство соседних восточных народов: казахов, киргизов, узбеков.
Большое распространенно получил и тип восточного ковра с геометрическим рисун­ком: ромбы, квадраты, круги, треугольни­ки. Но и в данном случае сибиряки вно­сят свое: общий рисунок па ковре не имеет той сложности, отдельные орнамен­ты упрощаются и увеличиваются в раз­мерах, колорит несложный, с малым ко­личеством полутонов, весь художествен­ный стиль ковра строгий, монументаль­ный.
Необходимо отметить и другие виды текстильной продукции: многоремизное, пе­реборное, выборное и браное. Этот вид искусства является характерным для районов юга Западной Сибири, имеет мест­ные специфические особенности и суще­ствует во многих формах: скатерти, сал­фетки, полотенца, покрывала и т. п. К этой же группе изделий можно отне­сти тканые узорные пояса, опояски и вожжи, которых на территории региона ткалось очень много. Особенно в районах, прилегающих или входящих в Кыштовский район Новосибирской области.
Пояса Поломошновой Т.А., 1914 г.р., с. Большой Бащелак Чарышского района Алтайского края. Слева тканый пояс с узором "пятиягодка". Источник изображения и информации http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/russian/russian.htm
Учи­тывая многообразие и большое количест­во памятников этого вида народного искусства, следует отметить, что большин­ство этих изделий несут черты влияния коми-пермяцкой народной культуры. Од­нако в данном случае сибиряки привносят свое творческое отношение к создава­емым изделиям. Работая в традиционной технике «на дощечках», они ткали не только различные по ширине, длине и орнаментике пояса, но и вожжи — гордость сибиряков. Может быть, поэтому их так любовно украшали кистями из цветной шерсти. На вожжах, как и на опоясках, варьировался орнамент, подби­рались новые сочетания цвета, изготав­ливались именные вещи и т. д., то есть в рамках старой традиции создавался свой, особый ассортимент вещей. В си­бирских селах изготавливалось и большое количество широких (18—22 см) ямщицких поясов.
Многообразная по технике сибирская вышивка
Вышивка относится к развитой форме народного творчества сибирских женщин. Искусство вышивания в Сибири разви­валось только в форме домашнего ремесла: все вышитые изделия использовались для нужд семьи. Вышитыми узорами сибирские женщины украшали одежду, по­лотенца, салфетки и т. д. Художественные текстильные изделия входили составной частью в оформление сибирского жили­ща, в приданое невесте, в праздничные ритуалы.
С начала нынешнего века и до 30-х годов самым широким образом была развита вышивка по филейной сетке. Для «фи­лейных» работ характерны ясность и яркость орнамента, своеобразная «пыш­ность», наиболее распространенный ри­сунок — объемная роза в окружении лист­вы и различные картуши. В вышивке сохранились многие мотивы, уходящие корнями в классическое искусство. Осо­бый интерес представляют вышитые крестом полотенца и рубахи, где преобладают ромбы, прямые и косые кресты, меандр.
Подводя общий итог развития сибирского народного декоративно-прикладного искусства второй половины XIX — начала XX века, следует отметить, что сложилась достаточно своеобразная народная культура, которая, сепарировав многое из привнесенного, переработала все на свой лад. Определяющим условием этих переработок стал рационализм сибиряка, который вытекал их жизненных условий и особенностей его быта.
Народное искусство Сибири показывает, как важно знать те истоки красоты, которые позволили русскому человеку в некогда новых для него условиях сохранять традиции своей культуры, его «духовную оседлость», нравственную самодисциплину, словом, все то, чем полнилась душа.

Источник:
Переладов Г. Мастера сибирских сел./ Геннадий Переладов.// Статья в журнале «Декоративное искусство СССР»

Интернет – ресурсы:

1 комментарий: