Геннадий Переладов
Мастера сибирских сел:
Декоративно-прикладное искусство в
Сибири XIX – начала XX века
Старинные деревянные ворота, город
Красноярск
Сегодня
мы больше знаем Сибирь как богатейший край, где имеются огромные природные ресурсы,
где построены и строятся важные промышленные центры... Вместе с тем сибиряки и
их культура составляют одну из интереснейших граней духовного запаса нашей страны.
Культурное наследие Сибири далеко не однозначно. Оно по-разному проявляется как
в отдельных регионах Сибири, так и на различных этапах ее освоения. Западную Сибирь
достаточно сложно рассматривать как единый массив народной культуры. В нем сложилось
несколько обширных регионов традиционной народной культуры, обусловленных природными
и социально-историческими условиями: Север, Зауралье и Алтай. В течение XVII —
начале XVIII века была осуществлена титаническая работа по освоению Западной Сибири.
Приток русского населения в Сибирь вызывал необходимость обеспечить переселенцев
не только продуктами питания, но и промышленными изделиями. В целом можно сказать,
что, начиная с XVII века, в Западной Сибири начался процесс формирования промыслов,
в том числе художественных, основанных на традиционном народном искусстве. Этот
процесс охватывает одну отрасль за другой. В течение XVII века здесь возникают
деревообделочные, кожевенные, металлообрабатывающие, гончарные, портняжные, пимокатные
и некоторые другие промыслы. История показывает, что в XVIII—XIX веках промысловая
деятельность сибирского крестьянства широко распространяется далее на восток и в
южные районы Западной Сибири. Вслед за зауральскими центрами промысловыми городами
становятся Ишим, Тюкалинск, Томск, Каинск, Мариинск, Барнаул и многие другие, а
также промысловые села, их окружающие, что свидетельствует об устойчивых и развитых
формах традиций народного декоративно-прикладного искусства сибиряков.
Старинный деревянный дом в Иркутске. Источник
изображения https://asartourree.wordpress.com/2012/01/22/%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8e-%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B01
Одним
из самых ярких и широко распространенных видов народного искусства стала художественная обработка дерева.
И это, конечно, не случайно. Природа Сибири щедро наделена богатствами леса, где
преобладают хвойные породы: сосна, ель, лиственница, кедр, много березы и осины.
Искусство сибиряка проявлялось с основательностью начиная со строительства дома.
Некоторые старые избы Сибири, монументальные и крепкие, являются как бы соратниками
крепостей. Зодчий чувствовал и понимал красоту дерева, он строил красивые и величественные
остроги и крепости, а также дома. Они были конструктивно ясны и лаконичны.
Скворечник из Сибири
Мастер
никогда не привносил в свое сооружение ничего лишнего. Это роднит их с архитектурой
Русского Севера. На стыке скатов крыши концы досок обычно перекрывались толстым
выдолбленным снизу бревном — «охлупнем» («шеломом», «коньком»). В Западной Сибири
чаще употребляли название «конек». Своей тяжестью он прижимал всю конструкцию крыши,
придавая ей необходимую прочность. Конец такого «конька» обычно выдавался вперед
и иногда декоративно обрабатывался. Это был чаще трезубец или изображение головы
коня. Любовь русского народа к узорочью особенно сказалась в деревянной резьбе
Сибири. Образцы кружев из дерева без труда отыщутся в любом из старых сибирских
городов. Среди всего многообразия форм резьбы по дереву есть скульптурная резьба,
плоская, рельефная и пропильная, которая получила наибольшее распространение.
Резьбой
украшались наиболее важные композиционные части сооружения: фронтоны, карнизы, обрамления
окон и дверей, ворота. Это говорит о живучести традиций русского народного зодчества
в условиях Сибири, где также все строго продумано, все являет единство конструктивного
и эстетического.
Обработка фриза избы выпиловочным орнаментом
в с. Малышевка. В селе Малышевка Иркутской области на избе А.И. Соколова
имеется фриз с надписью: «Сия ажура приложена А. И. Соколову в память мастера».
Выпиленная из доски надпись с затейливыми буквами размещена только по главному
фасаду и хорошо оформляет переход от стены к крыше. Источник информации http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006348
«Крестьянское жилище Восточной Сибири» (По книге:
Ащепков Е.А. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М. 1953)
Богатство
декора нарастает от основания дома к его крыше. Особенно пышно украшен фронтон,
поскольку он завершает, «венчает» дом. К торцам кровли прикрепляются «подзоры»,
а к центру поля фронтона — ажурное «солнышко». Некоторые элементы резьбы имеют давнее
происхождение. Например, крыша дома и прилегающие к ней части воспринимались крестьянским
сознанием как подобие головного убора. Мы знаем, что головным уборам в древности
уделялось чрезвычайно большое внимание, им приписывались различные магические свойства.
Интересные ассоциации вызывает в связи с этим характерное для наиболее старых жилищ
Томской области оформление верхнего наличника окна резной доской, напоминающей древнейший
женский головной убор — рогатую кичку. В резьбе таких наличников особенно часто
встречаются мотивы солнечной розетки, коня, птицы, которые, как мы знаем, являлись
оберегами в представлении восточных славян. Эти пережитки языческого культа животных,
связанного с представлениями о плодородии, жизни, добром начале, сохранились в крестьянском
искусстве практически до наших дней, хотя их изображения, конечно же, давно утратили
первоначальное значение оберегов, превратившись в чисто декоративные элементы оформления
жилища.
Стена подполатного угла. Конец XIX в.
деревня Катышка. Из коллекции Н. Синячихинского музея заповедника. Источник
изображения http://patlah.ru/etm/etm-01/podelki/rospis/olonec/olonec-08.htm
(Урало-сибирская роспись)
Отличительную
особенность сибирских изб составляет роспись масляной краской по штукатурке или
по дереву. Кроме традиционной растительной орнаментики в росписи встречаются бытовые
и даже исторические сюжеты: сцены охоты, эпизоды из похода Ермака и др. Местное
население, восприняв и творчески переработав многие наслоения, выработало свою
живописную систему, которая позволяет называть ее сибирской кистевой (маховой)
росписью, истоки которой уходят в северную и уральскую школу этого вида народного
творчества. В настоящее время в Западной Сибири сохранились редчайшие образцы
интерьернои росписи. Центрами распространения росписи были купеческие селения региона:
Каинск, Колывань, Черепаново, Камень-на-Оби, Мариинск и многие другие. Многие сибирские
дома украшались не только резьбой и росписью, но и различными изделиями из жести:
чаще всего это водостоки, иногда дымники, флюгера, а то и просто украшения на крыше.
Особенно славится дымниками Тюмень, но есть они и в Новосибирске, Томске, Кемерове
и других городах и населенных пунктах Сибири.
Тюменский дымник из Сибири
Со
второй половины XIX века просечное железо приобретает широкую популярность в украшении
балконных ограждений, фронтонов крылец, садовых ворот. В городах, а иногда и селах
Сибири многие из дымовых труб и водостоков украшались, да и украшаются по сей
день, художественными венцами. Иногда ставят «флюгер», что указывает на старую традицию
северных изб устанавливать вращающуюся птицу-флюгер. Интересно, что в Новосибирске
даже на одной ил труб мылзавода стоит именно такая птица-флюгер в виде петуха, выполненная
из просечного металла. Мастера-кровельщики изготовляли и множество подвесных кружевных
подзоров из жести, но особенно много их руками создавалось дымников. Из жести изготовлялась
также посуда — чайники, кружки, ковши и пр. Производство жестяных изделий было сосредоточено
в большей степени в крупных населенных пунктах и городах, таких как Бийск, Новосибирск,
Барнаул, Омск и Томск, но был развит этот промысел и в городах меньшего масштаба:
Куйбышеве (Новосибирская область), бывшем Каинске, Барабинске, Камне-на-Оби и других.
Расписные бураки. Источник
изображения http://m-der.ru/store/10006212/10006312/10006334
Ценность
для современных промыслов представляют бытовые изделия с росписью, которые имеют
свои отличительные особенности. Это расписные прялки, деревянная утварь, сундуки,
долбленая посуда, бондарные ушаты, изделия из бересты и многое другое. Раньше в
больших селениях, где были ярмарки, имелись обычно мастера, изготовлявшие прялки,
гребни, трепала и т. д. Многие изделия народных мастеров обращают на себя внимание
художественной отделкой. Резьба и роспись на предметах быта и орудиях труда выполнялись
в традиционной манере. Росписью народные мастера Сибири покрывали стены дома, мебель,
орудия труда; расписывались бондарная посуда, изделия из бересты и токарные изделия
из дерева. Несмотря на разный материал, форму и назначение изделий, есть общее в
стилистике их росписи. Можно говорип. об особом варианте урало-сибирской росписи,
которую мы назвали сибирской. Кроме того, в сибирской росписи можно выделить омскую,
новосибирскую, томскую и кемеровскую ее разновидности. В целом для нее характерны
цветной фон и лаконичный растительный орнамент живописного типа.
Широко
развит в Сибири также и керамический промысел.
Крынки из Сибири
Исследователи
отмечают, что в XIX веке более всего гончарным делом славились села Томской и Тобольской
губерний. Много керамики делалось и на Алтае. П.А. Голубев, исследователь этого
промысла в прошлом веке, отмечал, «...что редкая сибирячка не может сделать горшок
сама». На территории юга Западной Сибири сложилось несколько крупных районов по
производству керамики — в Томской, Новосибирской, Омской и Кемеровской областях.
На территории Новосибирский области, например, керамические центры были в Венгеровском.
Ордынском, Кыштовском, Сузупском, Колыванском районах. Изделия сибирских кустарей
отличались разными формами, размером и назначением: банки для варенья, крынки,
квашенки. горшки для цветов, миски и т. д. Лучшей по качеству слыла посуда колыванских
мастеров, получившая название «колыванок», но ранние лепные образцы в основной
своей массе выглядели грубовато. Расписная посуда в Сибири была редкостью, так как
ангобы малоизвестны, а для глазури требовалось сырье особого качества и глёт (окись
свинца), который стоил очень дорого и был не всем доступен. Гончары-глазуровщики
старались сохранить в тайне секреты глазури и не всегда передавали их по наследству.
Более традиционно для керамики Западной Сибири украшение рельефом. сохранившееся
до XX века. Украшения делались в виде зигзагов из белой глины или рантов и веночек,
выступающих над плоскостью черепка.
Большой горшок. Раньше такие называли макитрами.
Отремонтирован при помощи берестяных лент. Источник изображения и информации http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=885
Любопытно,
что в Сибирь гончарный круг пришел раньше, чем во многие центральные области России.
В подавляющем большинство керамика делалась на нем. Однако встречаются в регионе
и образцы лепной керамики, например, сосуд для кислого молока (XVIII в.) из д. Кирза
Ордынского района Новосибирской области. Славилась Сибирь и так называемыми «колыванками»
— это широкогорлый тип горшка с короткой тульей. Сосуды этого типа изготовлялись
в селе Колывань Новосибирской области. Название «колыванка» относилось к упомянутому
выше типу широкогорлого горшка, а не ко всей керамической продукции села Колывань.
В Западной
Сибири местное население обыкновенный сарай, где делали керамику, называло уважительно
«завод». Такие заводы работали до революции и в селах Кама и Гжатск Куйбышевского
района Новосибирской области, районных центрах Колывань, Бердское, Черепаново, деревне
Низовое па границе с Омской областью, поселке Черлак Омской области и многих, многих
других.
Если
гончарством в Сибири занимались и мужчины, и женщины (позднее, правда, только мужчины),
то «сидеть на веретёшке» — заниматься прядением — это, конечно, было «привилегией»
женщины. В конце XIX — начале XX века в некоторых местах еще продолжалось изготовление
ткани домашним способом. Ткали на «кроснах». Из овечьей шерсти изготавливалось
сукно.
Имелись
целые селения или даже районы, где преобладающим занятием являлись различные кустарные
промыслы. Крупные районы кустарной промышленности сформировались в юго-западной
части Западной Сибири. Узорным ткачеством занимались повсеместно. Почти в каждой
деревне были мастерицы, бравшие заказы па узорные «браны», но домотканые изделия
постепенно вытеснялись фабричными.
Браные узоры на текстильных изделиях
русских крестьян Восточной Сибири. Источник изображения и информации http://www.liveinternet.ru/users/zetta_starlec/post258579181
Текстиль
и его художественная обработка занимает заметное место в народном декоративно-прикладном
искусстве Сибири. И сейчас мы повсеместно можем встретить народных умельцев, которые
ткут ковры, дорожки, паласы, изготавливают «круги», вышивают и вяжут. Ковры в Западной
Сибири употреблялись для застилания полов, для декоративного убранства жилища, вместо
постелей, сиденья, для укрывания от холода пассажиров при езде в санях. В настоящее
время бытует множество типов ковровых изделий: традиционный тканый махровый ковер
— «сибирский», ворсовые ковры обычного типа, узелковые и «игольчатого» типа, вышитые
швом «болгарский «крест», паласные, аппликационные и лоскутные. Начиная с XIX века
образцы сибирского махрового ковра распространились по всей территории Сибири. В
XX веке художественная ценность ковров не только не утратилась, а, наоборот, возросла.
При художественном своеобразии сибирского махрового ковра с розами у него имеется
определенная перекличка с курскими, орловскими и воронежскими коврами подобного
типа. Это неудивительно, ведь переселенцев из центральных областей в Сибири было
множество, и это не могло не сказаться, в частности, на стиле ковров.
Уникальные тюменские ковры. Источник
изображения и информации http://smartnews.ru/regions/tymen/6351.html
. Именно знаменитый тюменский ковер увековечил художник Василий Суриков на
своей картине «Взятие снежного городка». На ковре с длинным ворсом на черном
фоне изображен большой букет роз и маков в обрамлении бутонов и пышных листьев.
Определенное
влияние на русскую культуру сибиряков в ковровом промысле оказало искусство соседних
восточных народов: казахов, киргизов, узбеков.
Большое
распространенно получил и тип восточного ковра с геометрическим рисунком: ромбы,
квадраты, круги, треугольники. Но и в данном случае сибиряки вносят свое: общий
рисунок па ковре не имеет той сложности, отдельные орнаменты упрощаются и увеличиваются
в размерах, колорит несложный, с малым количеством полутонов, весь художественный
стиль ковра строгий, монументальный.
Необходимо
отметить и другие виды текстильной продукции: многоремизное, переборное, выборное
и браное. Этот вид искусства является характерным для районов юга Западной Сибири,
имеет местные специфические особенности и существует во многих формах: скатерти,
салфетки, полотенца, покрывала и т. п. К этой же группе изделий можно отнести
тканые узорные пояса, опояски и вожжи, которых на территории региона ткалось очень
много. Особенно в районах, прилегающих или входящих в Кыштовский район Новосибирской
области.
Пояса Поломошновой Т.А., 1914 г.р., с.
Большой Бащелак Чарышского района Алтайского края. Слева тканый пояс с узором
"пятиягодка". Источник изображения и информации http://www.sati.archaeology.nsc.ru/library/russian/russian.htm
Учитывая
многообразие и большое количество памятников этого вида народного искусства, следует
отметить, что большинство этих изделий несут черты влияния коми-пермяцкой народной
культуры. Однако в данном случае сибиряки привносят свое творческое отношение к
создаваемым изделиям. Работая в традиционной технике «на дощечках», они ткали не
только различные по ширине, длине и орнаментике пояса, но и вожжи — гордость сибиряков.
Может быть, поэтому их так любовно украшали кистями из цветной шерсти. На вожжах,
как и на опоясках, варьировался орнамент, подбирались новые сочетания цвета, изготавливались
именные вещи и т. д., то есть в рамках старой традиции создавался свой, особый ассортимент
вещей. В сибирских селах изготавливалось и большое количество широких (18—22 см)
ямщицких поясов.
Многообразная по технике сибирская
вышивка
Вышивка
относится к развитой форме народного творчества сибирских женщин. Искусство вышивания
в Сибири развивалось только в форме домашнего ремесла: все вышитые изделия использовались
для нужд семьи. Вышитыми узорами сибирские женщины украшали одежду, полотенца,
салфетки и т. д. Художественные текстильные изделия входили составной частью в оформление
сибирского жилища, в приданое невесте, в праздничные ритуалы.
С начала
нынешнего века и до 30-х годов самым широким образом была развита вышивка по филейной
сетке. Для «филейных» работ характерны ясность и яркость орнамента, своеобразная
«пышность», наиболее распространенный рисунок — объемная роза в окружении листвы
и различные картуши. В вышивке сохранились многие мотивы, уходящие корнями в классическое
искусство. Особый интерес представляют вышитые крестом полотенца и рубахи, где
преобладают ромбы, прямые и косые кресты, меандр.
Подводя
общий итог развития сибирского народного декоративно-прикладного искусства второй
половины XIX — начала XX века, следует отметить, что сложилась достаточно своеобразная
народная культура, которая, сепарировав многое из привнесенного, переработала все
на свой лад. Определяющим условием этих переработок стал рационализм сибиряка, который
вытекал их жизненных условий и особенностей его быта.
Народное
искусство Сибири показывает, как важно знать те истоки красоты, которые позволили
русскому человеку в некогда новых для него условиях сохранять традиции своей культуры,
его «духовную оседлость», нравственную самодисциплину, словом, все то, чем полнилась
душа.
Источник:
Переладов Г. Мастера сибирских сел./
Геннадий Переладов.// Статья в журнале «Декоративное искусство СССР»
Интернет – ресурсы:
Этот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалить