Иркутский областной художественный музей
им. В. П. Сукачева
СИБИРСКАЯ СОКРОВИЩНИЦА ИСКУССТВА
«Здесь ныне находится самое богатое за Уралом собрание
художественных сокровищ, которое с каждым годом продолжает пополняться и
расширяться. Но самое большое счастье и удачу музея надо искать в служивших ему
людях. Дух, и в том числе дух высокого искусства, как известно, дышит где
хочет, но легче всего ему дышится и живется среди преданных людей, в обстановке
добросердечия и понимания». (Валентин
Распутин, писатель, лауреат Государственной премии СССР).
Создание в Иркутске
художественного музея — заслуга городского головы Владимира Платоновича
Сукачева (1849 — 1920).
Еще в молодые годы он мечтал
открыть в городе общедоступную галерею и заложил ее фундамент в 1870-е годы,
приобретя в Петербурге некоторое количество картин русских художников (в
большинстве своем это были работы мастеров, входивших в ТПХВ). Впоследствии
картин в доме Сукачева становилось все больше, коллекция блистала именами И.Е.
Репина, В.М. Максимова, В.Е. Маковского.
Сукачев Владимир Платонович (1849 – 1920 гг.),
российский общественный деятель, меценат, коллекционер, основатель Иркутской
картинной галереи. Фото 1880 годы. Источник изображения: ВИКИПЕДИЯ
Единственная в Сибири
картинная галерея пользовалась известностью не только у сибиряков, но и у
иностранцев. В книге «По Сибири» профессор Бордоского университета Жюль Легар,
посетивший Иркутск в 1897 году, писал: «Я
познакомился с местным городским головой господином Сукачевым. Он элегантный
сибиряк, с которым знакомы многие наши парижане. Но, вероятно, очень немногие
побывали в его изящной картинной галерее, которая является одной из редкостей
Сибири. Эта галерея приятно удивила меня, так как во все время путешествия по
Сибири редко удавалось видеть произведения искусства. Галерея почти исключительно
русская: это патриотизм, который я очень ценю».
Сукачев мечтал построить в
Иркутске отдельное здание для галереи, с тем, чтобы передать ее впоследствии в
дар городу.
Максимов В.М. Бедный ужин. 1879 г., приобретенная В. П.
Сукачевым. Источник изображения: http://prlib.ruwww.virtualrm.spb.ru/ru/node/17972
Свою коллекцию Сукачев не
держал взаперти. В 1874 году полотна, приобретенные им (тогда их насчитывалось
около тридцати), выставлялись в залах музея Географического общества в
Иркутске. На общегородской Выставке масляных и олеографических картин 1874
года он показал около 50 полотен.
Собрание составляли главным
образом работы представителей демократического направления в русской живописи,
однако присутствовали в нем и произведения художников, принадлежавших к
отечественной академической школе. А позднее Сукачев заказал в музеях Флоренции
и Мюнхена качественные копии с картин прославленных западноевропейских
мастеров.
Здоровье членов семьи
Сукачева требовало жизни в Крыму. Перед отъездом вместе с домашними на юг он
предложил свою коллекцию в дар городу. Но власти не приняли щедрого подарка,
опасаясь, что с галереей будет слишком много хлопот. Некоторое время живописные
сокровища, собранные Сукачевым, оставались, в сущности, без хозяйского
присмотра. Особенно тяжелые времена наступили для них во время Гражданской
войны. Тогда собрание удалось уберечь от разграбления только благодаря усилиям
энтузиастов.
Неизвестный художник начала XVIII века. Портрет Ермака
Тимофеевича
Становление Советской власти
в Иркутске проходило в сложных условиях. Она была провозглашена в конце декабря
1917 года, но при натиске белогвардейских полчищ летом 1918 года временно пала
и окончательно утвердилась через полтора года.
Январь сурового двадцатого. В
Иркутске оставались враждебные элементы. Под напором революционных сил они
постепенно откатывались на восток, грабили и разоряли население, увозили с
собой художественные ценности.
Эшелон с белочехами стоял на
станции Иркутск. Он был готов к отправке. Один солдат-интернационалист,
симпатизировавший Советам, сообщил в ревком, что в эшелоне находится картина из
галереи иркутского коллекционера Сукачева. Ревком образовал комиссию, которая
произвела обыск поезда. В вагонах картины не обнаружили. Солдат же уверял, что
видел, как произведение вынесли из галереи и увезли в сторону вокзала.
Члены комиссии пошли по
эшелону вторично — картины нет. Старший уполномоченный решил вновь зайти в
офицерский салон. Он увидел там чинно сидящих офицеров за столом, покрытым
скатертью. Они пили вино. Заметив большевика, офицеры почтительно встали, а
один из них, сидевший у края стола, неловко поднялся, отчего завернулся угол скатерти,
и под ней обнаружилось похищенное. Полотно было без рамы, на подрамнике, и его
использовали как столешницу, замаскировав скатертью.
Пуссен Н. Избрание апостолов. Масло. 135 X 180
Это была картина «Избрание
апостолов» замечательного французского художника XVII века Н. Пуссена, самое
ценное произведение в коллекции В.П. Сукачева. Органы Советской власти приняли
неотложные меры по национализации галереи и произвели ее опись.
Еще до начала империалистической
войны Сукачев выехал за границу для лечения жены, художественные сокровища были
оставлены на попечение доверенного. Узнав о революции, Сукачев хотел вернуться
на Родину, ему удалось добраться до Крыма, но в Иркутск он уже не попал, в
конце 1919 года скончался и был похоронен на Бахчисарайском кладбище в Крыму.
При белых в Иркутске галерея
не охранялась, многие картины оказались, повреждены, доверенный Сукачева бежал
с интервентами на восток. Все это привело к расхищению художественных
ценностей. В трудных условиях приходилось спасать сокровища музея.
Соколов В.И. (1872-1946). Покинутая усадьба
В 1920 году советская власть
национализировала коллекцию и начала очень быстро ее пополнять за счет
реквизиции предметов искусства у «буржуев». Через десять лет число картин,
составлявших ее, возросло с двухсот до более чем двух тысяч. В галерее
появились работы Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, К. А. Сомова, М. В.
Добужинского, В. Э. Борисова-Мусатова и других известных мастеров. Из закрытого
Вознесенского монастыря поступили предметы древнерусского искусства, а в конце
1920-х годов Государственный музейный фонд передал иркутчанам коллекцию фарфора
русских и европейских фабрик, а также изделия фирм Овчинникова и Фаберже.
Малявин Ф. Крестьянская девочка. Масло. 30 X 25
До 1936 года картинная
галерея существовала в составе краеведческого музея, после чего была выделена
в самостоятельный Восточно-Сибирский художественный музей. В 1930-е годы его
фонды продолжали активно пополняться новыми экспонатами — русским
художественным серебром XVIII—XIX веков, полотнами и гравюрами европейских
мастеров, произведениями китайских косторезов и эмальеров. В 1939 году в
художественный музей отдали богатую коллекцию сибирского и западноевропейского
фарфора, экспонировавшегося ранее на Хайтинской фарфоровой фабрике «Сибфарфор»
(до революции фабрика принадлежала купцу И. Д. Перева-лову), но главной удачей
музея стало приобретение двух фарфоровых иконостасов конца XIX столетия.
Чепцов Е. Соседки. Масло. 1913. 76 X 87
В 1948—49 годах
Восточно-Сибирский музей вновь пережил череду «вливаний». Его фонды
пополнились полотнами Ф. А. Малявина, И. Н. Крамского, А. К. Саврасова, В. И.
Сурикова, В. А. Тропинина и других русских мастеров первого ряда. Тогда же
начала оформляться коллекция русской скульптуры, начало ей положили работы М.
М. Антокольского, А. С. Голубкиной, М. А. Врубеля, С. Т. Коненкова.
Это все были пополнения «по
государственной линии», но и частные коллекционеры не забывали иркутский
музей. Благодаря им (в первую очередь, москвичам Н. К. Величко и Ф. Е.
Вишневскому) в музейном собрании появились иконы XV— XVIII веков, произведения
китайских мастеров, картины голландских художников и многое другое.
Экспозиция музея
Экспозицию музея открывают
произведения древнерусского искусства различных иконописных школ России.
Основное место занимает сибирское письмо: иконы XVII—XVIII веков из Илимска и
Иркутска. В них заметны черты влияния творчества сибирского народа — бурятов.
Брюлло П.А. Неудавшееся свидание
В отдел русского искусства
некоторые полотна прибыли из Государственного музейного фонда в 1938 году — это
портреты кисти Ф. Рокотова, В. Боровиковского. В последнее десятилетие мы
получили возможность шире представить искусство XVIII века благодаря поступлениям
из Русского музея и даров московских коллекционеров. Теперь в музее имеются
работы Д. Левицкого, С. Щукина, К. Христинека, Семена Щедрина.
Искусство XIX века представлено
портретами кисти О. Кипренского, В. Тропинина, А. Варнека, К. Брюллова,
пейзажами Сильвестра Щедрина, М. Воробьева, Н. Чернецова, Андрея Иванова,
большим полотном на библейский сюжет В. Шебуева.
Следует отметить и произведения
художников, чья жизнь была связана с Сибирью, кто родился и работал в самом
Иркутске или временно оказался в сибирском крае. Так, ссыльным декабристом Н.
Бестужевым воссозданы многие портретные образы его товарищей по ссылке —
декабристов. Им же написан портрет отца основателя галереи П.П. Сукачева.
Крамской И. Портрет Гаврилова. Масло. Около 1860. 62 X
51
Некоторое время в Иркутске
работал академик живописи К. Рейхель, тесно связанный с ссыльными. В ряду
созданного им имеются и портреты сибирских жителей, например «Портрет
Сапожникова» (1845). Среди работ местных уроженцев три портрета кисти М.
Васильева, несколько полотен М. Пескова. Вкрапленный в общую канву экспозиции,
этот раздел ярко характеризует изобразительное искусство далеких окраин России.
Отдел искусства середины и
второй половины XIX века наиболее разнообразен. Здесь работы передвижников И.
Крамского и В. Максимова, И. Прянишникова и К. Савицкого.
Репин И. Нищая. Девочка-рыбачка. Масло. 1874. 74 X 50
Привлекает внимание раннее
произведение И. Репина «Нищая». Сукачев приобрел его у автора и привез в
Иркутск. Искусствоведы узнали о существовании этой картины только в 1939 году,
после публикации каталога Иркутского художественного музея.
Экспозиция рубежа XIX —
начала XX века включает замечательные произведения художников, ставших
впоследствии ведущими мастерами советского многонационального искусства.
Выразительно сочное по
живописи полотно Е. Чепцова «Соседки». С первых лет Советской власти он
стремился передать в своих картинах черты новой действительности. Есть в экспозиции
работы Б. Кустодиева, Л. Туржанского, С. Виноградова, С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули,
П. Петровичева.
Моравов А. Подсчет трудодней. Масло. 1934. 137 X 169
Собрание произведений советского
искусства — одно из богатейших среди областных музеев. В экспозиции натюрморт
П. Кончаловского, выполненный в 1918 году, «Автопортрет» (1921) С. Малютина,
картина «У серебряного ключа» К. Петрова-Водкина (1921), работы И. Грабаря,
А. Куприна, В. Рождественского.
После Великой Отечественной
войны в музей поступило большое число произведений выдающихся советских
живописцев. Среди них «Утро Москвы» (1942) К. Юона. На фоне древних кремлевских
стен, освещенных восходящим солнцем, движутся мощным потоком на фронт военные
колонны. «Освобождение Калуги» — полотно известного баталиста П.
Соколова-Скаля, «Зоя» — картина В. Цыплакова, посвященная подвигу бесстрашной
комсомолки.
Дейнека А. Доярка. Масло. 1959. 162 X 132
Лирические пейзажи Н.
Ромадина, работы прославленных Кукрыниксов, полотно Н. Чернышова «Коломенское»,
«Доярка» А. Дейнеки, «Ужин трактористов» А. Пластова, его же «Девушка с
велосипедом», «Село Большая Пысса» В. Стожарова, два жанровых полотна братьев
Ткачевых «В колхоз» и «Пора сенокосная».
Стожаров В. Село Большая Пысса. Масло. 1967. 140 X
160
Все эти произведения говорят
о богатстве собрания классики советского искусства в нашем музее. Этот раздел
дополняют работы мастеров национальных республик нашей Родины.
Вычугжанин А. Портрет скульптора Олега Ряшенцева.
Темпера. 1966. 190 х 195. Иркутский областной художественный музей
С исчерпывающей полнотой
представлено в музее творчество мастеров Сибири: произведения народных
художников РСФСР В. Рогаля и А. Алексеева, заслуженного художника РСФСР И.
Юшкова, А. Вычугжанина.
Тербрюгген Х. Увенчание Христа терниями. Масло. 1620.
119 X 116
В трех залах экспонируется западноевропейское
искусство. Этот отдел комплектовался постепенно и в последнее десятилетие
выделен в самостоятельный. Кроме упоминавшегося замечательного полотна
французского живописца Н. Пуссена «Избрание апостолов», гордостью собрания
являются произведение голландского художника XVII века X. Тербрюггена
«Увенчание Христа терниями», картина фламандца Г. Сегерса «Игроки», пейзаж
итальянца М. Мариески. Богата и разнообразна коллекция произведений искусства
стран Востока — Китая, Индии и Японии.
Костовский А. Разговор. Из серии «По Монголии». Масло.
1977. 110 X 115
В ближайшее время в Иркутске
откроется филиал музея, где будет размещена экспозиция декоративно-прикладного
искусства русских и зарубежных мастеров: фарфор, стекло, ткани, изделия из
металла и дерева.
Белашова Е. Весна. Девочка, надевающая венок. Фигура
для фонтана на ВДНХ. Бронза. 1949. 158 X 43 X 48
Музей проводит большую работу
по эстетическому воспитанию школьников. В 1959 году у нас создан кружок юных
искусствоведов. Занимаются в нем ученики 6—10-х классов. Становясь
студентами, они не порывают связи с музеем, часто посещают его лекторий, приходят
на открытие выставок. По окончании институтов многие из ребят стали учителями.
Иркутские школьники на экскурсии в музее
Сегодня в некоторых школах
Иркутска также организованы кружки юных искусствоведов. В учебную программу
многих школ включены факультативы по искусству.
В Иркутске находится детский
санаторий «Изумруд». К ребятам часто приходят работники музея. Они рассказывают
о творчестве знаменитых художников, помогают разобраться в сюжете и
художественных особенностях произведений. Кроме того, музей шефствует над
детским домом № 1.
Недавно в поселке Игнино
Куйтунского района при Доме культуры открыт наш филиал. Пока что там проводятся
отдельные выставки, которые посещают жители окрестных деревень. В недалеком
будущем здесь предполагается создать кружок юного искусствоведа.
Мы отдаем много сил и времени
эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Ведь общение с произведениями
настоящего искусства облагораживает душу молодого человека, делает ее
восприимчивой ко всему доброму и прекрасному.
Произведения восточного искусства в
Иркутском музее
Китайская ваза XIII века
Произведения восточного
искусства составляют один из ценнейших отделов Иркутского художественного музея.
Иркутская «восточная коллекция» является одной из крупнейших в стране и
насчитывает около двух с половиной тысяч произведений искусства Китая, Японии,
Индии и Монголии. В основу этого собрания легла коллекция отдела народоведения
музея при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества.
Наиболее полно представлено в музее искусство Китая, что видно уже из
хронологического охвата коллекции — с XIII до середины XX столетия. В
экспозиции можно увидеть исключительные по художественной и исторической
ценности образцы китайской керамики. Фаянс и фарфор есть также в экспозиции,
посвященной искусству Японии, а отдел искусства Монголии позволяет
посетителям музея познакомиться со своеобычной культовой живописью — танка.
Источник: ФАТЬЯНОВ А. СИБИРСКАЯ СОКРОВИЩНИЦА
ИСКУССТВА./ А. ФАТЬЯНОВ, старший научный сотрудник Иркутского областного
художественного музея.// Юный художник. – 1984. - № 7. – с. 11-17
Спасибо большое за пост. Очень интересно. А где сегодня находитс картина Никола Пуссена "Избрание апостолов"?
ОтветитьУдалитьНет доступа к сайту
ОтветитьУдалить