воскресенье, 6 сентября 2015 г.

Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева



Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева
СИБИРСКАЯ СОКРОВИЩНИЦА ИСКУССТВА
«Здесь ныне находится самое богатое за Уралом собрание художе­ственных сокровищ, которое с каждым годом продолжает пополняться и расширяться. Но самое большое счастье и удачу музея надо искать в служивших ему людях. Дух, и в том  числе дух  высокого искусства, как известно, дышит где хочет, но легче всего ему дышится и живется среди преданных людей, в обстановке добросердечия и понимания». (Валентин Распутин, писатель, лауреат Государственной премии СССР).
Создание в Иркутске художественного музея — заслуга городского головы Владимира Платоновича Сукачева (1849 — 1920).
Еще в молодые годы он мечтал открыть в городе общедоступную галерею и заложил ее фундамент в 1870-е годы, приобретя в Петербурге некоторое количе­ство картин русских художников (в большинстве своем это были работы мастеров, входивших в ТПХВ). Впоследствии картин в доме Сукачева становилось все больше, коллекция блистала именами И.Е. Репина, В.М. Максимова, В.Е. Маковского.
Сукачев Владимир Платонович (1849 – 1920 гг.), российский общественный деятель, меценат, коллекционер, основатель Иркутской картинной галереи. Фото 1880 годы. Источник изображения: ВИКИПЕДИЯ
В 1882 году Сукачев построил комплекс зданий. В красивой роще с аллеями находились жилые помещения, конюшни, скла­ды, дом для обслуживающего персонала, беседки и бесплатная школа для девочек. В самом большом здании 12 комнат бы­ло отведено для галереи.
Единственная в Сибири картинная галерея пользовалась известностью не только у сиби­ряков, но и у иностранцев. В книге «По Сибири» профессор Бордоского университета Жюль Легар, посетивший Иркутск в 1897 году, писал: «Я познакомил­ся с местным городским голо­вой господином Сукачевым. Он элегантный сибиряк, с которым знакомы многие наши парижа­не. Но, вероятно, очень немно­гие побывали в его изящной кар­тинной галерее, которая являет­ся одной из редкостей Сибири. Эта галерея приятно удивила меня, так как во все время путе­шествия по Сибири редко удава­лось видеть произведения искус­ства. Галерея почти исключи­тельно русская: это патриотизм, который я очень ценю».
Сукачев мечтал построить в Иркутске отдельное здание для галереи, с тем, чтобы передать ее впоследствии в дар городу.
Максимов В.М. Бедный ужин. 1879 г., приобретенная В. П. Сукачевым.  Источник изображения: http://prlib.ruwww.virtualrm.spb.ru/ru/node/17972
Свою коллекцию Сукачев не держал взаперти. В 1874 го­ду полотна, приобретенные им (тогда их насчитывалось около тридцати), выставлялись в за­лах музея Географического об­щества в Иркутске. На общегородской Выставке масляных и олеогра­фических картин 1874 года он показал около 50 полотен.
Собрание составляли главным образом работы предста­вителей демократического направления в русской живопи­си, однако присутствовали в нем и произведения худож­ников, принадлежавших к отечественной академической школе. А позднее Сукачев заказал в музеях Флоренции и Мюнхена качественные копии с картин прославленных западноевропейских мастеров.
Здоровье членов семьи Сукачева требовало жизни в Крыму. Перед отъездом вместе с домашними на юг он пред­ложил свою коллекцию в дар городу. Но власти не приня­ли щедрого подарка, опасаясь, что с галереей будет слишком много хлопот. Некоторое время живописные сокровища, собранные Сукачевым, остава­лись, в сущности, без хозяй­ского присмотра. Особенно тяжелые времена наступили для них во время Гражданской войны. Тогда собрание удалось уберечь от разграбления только благодаря усилиям энтузиастов.
Неизвестный художник начала XVIII века. Портрет Ермака Тимофеевича
Становление Советской власти в Иркутске проходило в сложных условиях. Она была провозглашена в конце декабря 1917 года, но при натиске бело­гвардейских полчищ летом 1918 года временно пала и окон­чательно утвердилась через полтора года.
Январь сурового двадцатого. В Иркутске оставались враждеб­ные элементы. Под напором ре­волюционных сил они постепен­но откатывались на восток, гра­били и разоряли население, уво­зили с собой художественные ценности.
Эшелон с белочехами стоял на станции Иркутск. Он был готов к отправке. Один солдат-интернационалист, симпатизировавший Советам, сообщил в ревком, что в эшелоне находится картина из галереи иркутского коллекционера Сукачева. Ревком образовал комиссию, которая произвела обыск поезда. В вагонах картины не обнаружили. Солдат же уверял, что видел, как произведение вынесли из галереи и увезли в сторону вокзала.
Члены комиссии пошли по эшелону вторично — картины нет. Старший уполномоченный решил вновь зайти в офицерский салон. Он увидел там чинно сидящих офицеров за столом, покрытым скатертью. Они пили вино. Заметив большевика, офицеры почтительно встали, а один из них, сидевший у края стола, неловко поднялся, отчего завернулся угол скатерти, и под ней обнаружилось похищенное. Полотно было без рамы, на под­рамнике, и его использовали как столешницу, замаскировав ска­тертью.
Пуссен Н.  Избрание апостолов. Масло. 135 X 180
Это была картина «Избрание апостолов» замечательного французского художника XVII века Н. Пуссена, самое ценное произведение в коллекции В.П. Сукачева. Органы Со­ветской власти приняли неотложные меры по национализации галереи и произвели ее опись.
Еще до начала империалисти­ческой войны Сукачев выехал за границу для лечения жены, художественные сокровища были оставлены на попечение до­веренного. Узнав о революции, Сукачев хотел вернуться на Ро­дину, ему удалось добраться до Крыма, но в Иркутск он уже не попал, в конце 1919 года скон­чался и был похоронен на Бахчи­сарайском кладбище в Крыму.
При белых в Иркутске галерея не охранялась, многие картины оказались, повреждены, дове­ренный Сукачева бежал с интер­вентами на восток. Все это при­вело к расхищению художест­венных ценностей. В трудных условиях прихо­дилось спасать сокровища му­зея.
Соколов В.И. (1872-1946). Покинутая усадьба
В 1920 году советская власть национализировала коллекцию и начала очень быстро ее попол­нять за счет реквизиции пред­метов искусства у «буржуев». Через десять лет число картин, составлявших ее, возросло с двухсот до бо­лее чем двух тысяч. В галерее появились работы Ф. С. Рокотова, В. Л. Бо­ровиковского, К. А. Сомова, М. В. Добужинского, В. Э. Борисова-Мусатова и других известных мастеров. Из закрытого Вознесенского монасты­ря поступили предметы древнерусского искусства, а в конце 1920-х годов Государственный музейный фонд передал иркутчанам коллекцию фарфо­ра русских и европейских фабрик, а также изделия фирм Овчинникова и Фаберже.
Малявин Ф. Крестьянская девочка. Масло. 30 X 25
До 1936 года картинная галерея существовала в составе краеведческо­го музея, после чего была выделена в самостоятельный Восточно-Сибирский художественный музей. В 1930-е годы его фонды продолжали активно пополняться новыми экспонатами — русским художественным серебром XVIII—XIX веков, полотнами и гравюрами европейских мастеров, произ­ведениями китайских косторезов и эмальеров. В 1939 году в художествен­ный музей отдали богатую коллекцию сибирского и западноевропейского фарфора, экспонировавшегося ранее на Хайтинской фарфоровой фабрике «Сибфарфор» (до революции фабрика принадлежала купцу И. Д. Перева-лову), но главной удачей музея стало приобретение двух фарфоровых иконостасов конца XIX столетия.
Чепцов Е. Соседки. Масло. 1913. 76 X 87
В 1948—49 годах Восточно-Сибирский музей вновь пережил чере­ду «вливаний». Его фонды пополнились полотнами Ф. А. Малявина, И. Н. Крамского, А. К. Саврасова, В. И. Сурикова, В. А. Тропинина и дру­гих русских мастеров первого ряда. Тогда же начала оформляться коллек­ция русской скульптуры, начало ей положили работы М. М. Антоколь­ского, А. С. Голубкиной, М. А. Врубе­ля, С. Т. Коненкова.
Это все были пополнения «по го­сударственной линии», но и частные коллекционеры не забывали иркут­ский музей. Благодаря им (в первую очередь, москвичам Н. К. Величко и Ф. Е. Вишневскому) в музейном собрании появились иконы XV— XVIII веков, произведения китайских мастеров, картины голландских ху­дожников и многое другое.

Экспозиция музея
Экспозицию музея откры­вают произведения древнерус­ского искусства различных ико­нописных школ России. Основ­ное место занимает сибирское письмо: иконы XVII—XVIII ве­ков из Илимска и Иркутска. В них заметны черты влияния творчества сибирского народа — бурятов.
Брюлло П.А. Неудавшееся свидание
В отдел русского искусства некоторые полотна прибыли из Государственного музейного фонда в 1938 году — это порт­реты кисти Ф. Рокотова, В. Боровиковского. В последнее десятилетие мы получили возмож­ность шире представить искус­ство XVIII века благодаря по­ступлениям из Русского музея и даров московских коллекционеров. Теперь в музее имеются работы Д. Левицкого, С. Щукина, К. Христинека, Семена Щедрина.
Искусство XIX века представ­лено портретами кисти О. Кипренского, В. Тропинина, А. Варнека, К. Брюллова, пейзажами Сильвестра Щедрина, М. Воробьева, Н. Чернецова, Андрея Иванова, большим полотном на библейский сюжет В. Шебуева.
Следует отметить и произве­дения художников, чья жизнь была связана с Сибирью, кто ро­дился и работал в самом Иркут­ске или временно оказался в си­бирском крае. Так, ссыльным декабристом Н. Бестужевым воссозданы многие портретные образы его товарищей по ссыл­ке — декабристов. Им же напи­сан портрет отца основателя га­лереи П.П. Сукачева.
Крамской И. Портрет Гаврилова. Масло. Около 1860. 62 X 51
Некоторое время в Иркутске работал ака­демик живописи К. Рейхель, тесно связанный с ссыльными. В ряду созданного им имеются и портреты сибирских жителей, например «Портрет Сапожникова» (1845). Среди работ местных уроженцев три портрета кисти М. Васильева, несколько полотен М. Пескова. Вкраплен­ный в общую канву экспозиции, этот раздел ярко характеризует изобразительное искусство далеких окраин России.
Отдел искусства середины и второй половины XIX века наи­более разнообразен. Здесь ра­боты передвижников И. Крам­ского и В. Максимова, И. Пря­нишникова и К. Савицкого.
Репин И. Нищая. Девочка-рыбачка. Масло. 1874. 74 X 50
При­влекает внимание раннее произ­ведение И. Репина «Нищая». Сукачев приобрел его у автора и привез в Иркутск. Искусствоведы узнали о существовании этой картины только в 1939 го­ду, после публикации каталога Иркутского художественного музея.
Экспозиция рубежа XIX — начала XX века включает заме­чательные произведения худож­ников, ставших впоследствии ведущими мастерами советско­го многонационального искус­ства.
Выразительно сочное по живописи полотно Е. Чепцова «Соседки». С первых лет Совет­ской власти он стремился пере­дать в своих картинах черты но­вой действительности. Есть в эк­спозиции работы Б. Кустодиева, Л. Туржанского, С. Виноградо­ва, С. Жуковского, В. Бялыницкого-Бирули, П. Петровичева.
Моравов А. Подсчет трудодней. Масло. 1934. 137 X 169
Собрание произведений со­ветского искусства — одно из богатейших среди областных музеев. В экспозиции натюр­морт П. Кончаловского, выпол­ненный в 1918 году, «Автопорт­рет» (1921) С. Малютина, карти­на «У серебряного ключа» К. Петрова-Водкина (1921), ра­боты И. Грабаря, А. Куприна, В. Рождественского.
После Великой Отечественной войны в музей поступило боль­шое число произведений выдаю­щихся советских живописцев. Среди них «Утро Москвы» (1942) К. Юона. На фоне древних крем­левских стен, освещенных вос­ходящим солнцем, движутся мощным потоком на фронт во­енные колонны. «Освобожде­ние Калуги» — полотно извест­ного баталиста П. Соколова-Скаля, «Зоя» — картина В. Цыплакова, посвященная подвигу бесстрашной комсомолки.
Дейнека А. Доярка. Масло. 1959. 162 X 132
Лирические пейзажи Н. Ромадина, работы прославленных Кукрыниксов, полотно Н. Чернышова «Коломенское», «Дояр­ка» А. Дейнеки, «Ужин тракто­ристов» А. Пластова, его же «Де­вушка с велосипедом», «Село Большая Пысса» В. Стожарова, два жанровых полотна братьев Ткачевых «В колхоз» и «Пора сенокосная».
Стожаров В. Село Большая Пысса. Масло. 1967. 140 X 160
Все эти произве­дения говорят о богатстве со­брания классики советского ис­кусства в нашем музее. Этот раз­дел дополняют работы мастеров национальных республик нашей Родины.
Вычугжанин А. Портрет скульптора Олега Ряшенцева. Темпера. 1966. 190 х 195. Иркутский областной художественный музей
С исчерпывающей полнотой представлено в музее творчест­во мастеров Сибири: произве­дения народных художников РСФСР В. Рогаля и А. Алексее­ва, заслуженного художника РСФСР И. Юшкова, А. Вычугжанина.
Тербрюгген Х. Увенчание Христа терниями. Масло. 1620. 119 X 116
В трех залах экспонируется западноевропейское искусство. Этот отдел комплектовался по­степенно и в последнее десяти­летие выделен в самостоятель­ный. Кроме упоминавшегося за­мечательного полотна француз­ского живописца Н. Пуссена «Избрание апостолов», гордо­стью собрания являются произ­ведение голландского художни­ка XVII века X. Тербрюггена «Увенчание Христа терниями», картина фламандца Г. Сегерса «Игроки», пейзаж итальянца М. Мариески. Богата и разно­образна коллекция произве­дений искусства стран Вос­тока — Китая, Индии и Япо­нии.
Костовский А. Разговор. Из серии «По Монголии». Масло. 1977. 110 X 115
В ближайшее время в Иркут­ске откроется филиал музея, где будет размещена экспозиция декоративно-прикладного ис­кусства русских и зарубежных мастеров: фарфор, стекло, ткани, изделия из металла и дерева.
Белашова Е. Весна. Девочка, надевающая венок. Фигура для фонтана на ВДНХ. Бронза. 1949. 158 X 43 X 48
Музей проводит большую ра­боту по эстетическому воспита­нию школьников. В 1959 году у нас создан кружок юных ис­кусствоведов. Занимаются в нем ученики 6—10-х классов. Ста­новясь студентами, они не по­рывают связи с музеем, часто посещают его лекторий, прихо­дят на открытие выставок. По окончании институтов мно­гие из ребят стали учите­лями.
Иркутские школьники на экскурсии в музее
Сегодня в некоторых школах Иркутска также организованы кружки юных искусствоведов. В учебную программу многих школ включены факультативы по искусству.
В Иркутске находится детский санаторий «Изумруд». К ребятам часто приходят работники му­зея. Они рассказывают о творче­стве знаменитых художников, помогают разобраться в сюжете и художественных особенностях произведений. Кроме того, му­зей шефствует над детским до­мом № 1.
Недавно в поселке Игнино Куйтунского района при Доме культуры открыт наш филиал. Пока что там проводятся отдель­ные выставки, которые посе­щают жители окрестных дере­вень. В недалеком будущем здесь предполагается создать кружок юного искусствове­да.
Мы отдаем много сил и време­ни эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Ведь общение с произведениями на­стоящего искусства облагоражи­вает душу молодого челове­ка, делает ее восприимчивой ко всему доброму и прекрас­ному.

Произведения восточного искусства в Иркутском музее
Китайская ваза XIII века
Произведения восточного искусства составляют один из ценнейших отде­лов Иркутского художественного му­зея. Иркутская «восточная коллек­ция» является одной из крупнейших в стране и насчитывает около двух с половиной тысяч произведений искус­ства Китая, Японии, Индии и Мон­голии. В основу этого собрания легла коллекция отдела народоведения му­зея при Восточно-Сибирском отделе Русского географического общества. Наиболее полно представлено в му­зее искусство Китая, что видно уже из хронологического охвата коллек­ции — с XIII до середины XX столе­тия. В экспозиции можно увидеть ис­ключительные по художественной и исторической ценности образцы ки­тайской керамики. Фаянс и фарфор есть также в экспозиции, посвящен­ной искусству Японии, а отдел искус­ства Монголии позволяет посетителям музея познакомиться со своеобычной культовой живописью — танка.


Источник: ФАТЬЯНОВ А. СИБИРСКАЯ СОКРОВИЩНИЦА ИСКУССТВА./ А. ФАТЬЯНОВ, старший научный сотрудник Иркутского областного художественного музея.// Юный художник. – 1984. - № 7. – с. 11-17

2 комментария:

  1. Спасибо большое за пост. Очень интересно. А где сегодня находитс картина Никола Пуссена "Избрание апостолов"?

    ОтветитьУдалить