понедельник, 7 февраля 2022 г.

Писаницы Боярского хребта в Хакасии

 

Писаницы Боярского хребта в Хакасии

Источник:
Дэвлет М. Писаницы Боярского хребта - мистический реализм./ Марианна Дэвлет, доктор исторических наук; Фото Е. Миклашевич. .// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10). - С.404-409

Горный хребет Бояры протяженностью около 12 километров тянется вдоль среднего течения притока среднего Енисея — речки Сухая Тесь, по правой ее стороне. Он сложен из пластов девонского песчаника, образуя местами живописные обнажения. Именно они послужили древним обитателям естественными полотнами для создания грандиозных наскальных композиций.

Боярские писаницы были открыты известным сибирским археологом и общественным деятелем Александром Васильевичем Адриановым в 1904 году, когда он по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии обследовал Минусинский уезд. Неутомимый исследователь нашел и описал в бассейне Среднего Енисея множество наскальных рисунков, в том числе писаницы Боярского хребта, и снял с них копии.

Малая Боярская писаница

Сначала была открыта Малая Боярская писаница в 6 километрах от села Троицкого в верхнем логе хребта Бояры, справа от дороги, ведущей в деревню Копёны. Малую писаницу Адрианов сфотографировал и выполнил копию, впоследствии опубликованную.

Большая писаница была обнаружена приблизительно в 400 метрах от Малой, выше по седловине — на отвесной грани скалы, опоясывающей вершину травянистой сопки, круто поднимающейся над седловиной. Обращенная на юг часть скального пояса представляет собой естественный фриз, который древние художники испещрили изображениями на поверхности длиной около десяти и шириной полтора метра. Зафиксировать Большую писаницу Александру Васильевичу Адрианову не удалось, это сделал в 1908 году его сын, студент Александр Александрович. Тридцать лет назад, в 1978 году, мне довелось открыть Новую Боярскую писаницу, однако несопоставимо меньших размеров, чем две первые.

Поверхность Большой Боярской писаницы испещрена шрамами, царапинами, выбоинами, прорезана глубокими трещинами. Многие из них, как видно, существовали еще до того, как первобытные художники нанесли на скалу свои рисунки.

Изготовление копий наскальных рисунков. 2003 г. Фото Е. Дэвлет

В отличие от Малой Большая Боярская писаница менее выгодно освещена. Обращенная на юг, она четко просматривается лишь вечером и особенно ясно — ранним утром. Когда косые лучи восходящего солнца падают по шероховатой выветренной поверхности скалы, изображения проясняются. Постепенно становясь все отчетливее, рисунки как бы оживают, и перед зачарованным зрителем возникают поселок древних жителей Среднего Енисея, их жилища, скот, домашняя утварь, оружие и сами творцы наскальных изображений.

Вот внизу три всадника на лошадях и один верхом на олене гонят оленье стадо к бревенчатым домам. Большие рубленые избы с покатыми крышами и конические постройки напоминают юрты. Около жилищ — котлы на поддоне и животные: бараны с мощными, круто закрученными рогами, козлы с бородками и длинными рогами, загнутыми назад. Слева на значительном расстоянии человек в странном головном уборе гонит к домам длиннорогий крупный рогатый скот. Наверху опять-таки дома, а между ними котлы, крупный рогатый скот, бараны, лошади, одна из которых оседлана. Всадник в одной руке держит повод, а в другой, видимо, нагайку. Поблизости человек в остроконечном головном уборе с натянутым сложным луком в одной руке и посохом в другой, у его ног — собака. Около построек — люди в молитвенной позе, с воздетыми к небу руками.

Лишь каких-нибудь 20-30 минут эти изображения видны отчетливо. Солнце поднимается выше, рисунки тускнеют и постепенно исчезают. В древности изображения были видны значительно лучше, они еще не потемнели от времени и отчетливо выделялись светлыми пятнами на красно-буром фоне скалы.

Монументальный фриз со множеством изображений на ровной грани скального пояса, охватывающего вершину крутой сопки, эмоционально глубоко воздействует на зрителя. Рисунки выбиты в точечной технике, путем нанесения многократных прямых или чуть наклонных ударов по обуху какого-то острого металлического орудия, оставлявшего на поверхности скалы углубления неправильной формы.

Образы на Боярских скалах связаны сюжетной линией и составляют единые композиции. Изображения Большой, Малой и Новой писаниц были высечены по единому замыслу примерно в одно время: рисунки чрезвычайно близки по технике, стилистическим особенностям, сюжету. Сюжетно-смысловая сторона богаче представлена на Большой, чем на Малой, и тем более Новой писанице. Представляется, что создание Малой писаницы предшествовало созданию Большой, с совсем небольшим разрывом во времени. Малая писаница выбита на великолепном гладком, естественно образованном фризе. Для Большой писаницы подобного гладкого фриза в округе не нашлось. Однако с лощинами Боярского хребта, как видно, к тому времени уже были связаны какие-то культовые традиции, поэтому, несмотря на отсутствие подходящей плоскости, на скале, уже в древности испещренной трещинами, с неровной, уступчатой, выщербленной поверхностью была выбита другая писаница, большая по размерам. 

Большая Боярская писаница. Прорисовка М. Дэвлет

Боярские писаницы имеют исключительное значение для реконструкции быта и образа жизни людей тагарской археологической культуры. Сюжет Большой Боярской писаницы связан с хозяйственной деятельностью древних обитателей бассейна Среднего Енисея, для которых скотоводство было основой благосостояния. Первобытные художники высекли на Большой Боярской писанице изображения именно тех животных, которые интересовали их в хозяйственном отношении. Среди них коровы, як, длиннорогий крупный рогатый скот типа тура, лошади, олени, а также мелкий рогатый скот. Изображения животных на Большой Боярской писанице значительно обогатили представления исследователей о составе домашнего стада того времени.

Изображение юрты на Малой писанице

Наряду с рисунками животных главное место на Большой Боярской писанице занимают изображения построек. По этим изображениям можно получить общее представление о жилищах того времени. Различаются два типа: бревенчатые избы и жилища, напоминающие юрты. Бревенчатые дома изображены на Боярских писаницах с двумя или тремя загибающимися кверху полосами в месте стыка верхнего венца сруба и настила кровли. Скорее всего, так изображены загибы нижних концов фасадных стропил, образованные естественным разветвлением корня дерева. Подобное устройство крыш в жилищах встречается у ряда современных народов Сибири.

В прошлом были распространены жилища типа юрт. Берестяные и войлочные юрты использовались хакасами и в XIX веке. То есть специфика хозяйства местных племен давно привела к возникновению сезонных жилищ — зимних срубных и летних каркасных...

Что за причины побудили первобытных художников заниматься нелегким трудом по созданию петроглифов? Какой смысл вкладывали они в свои рисунки? Вероятно, они в значительной мере отражали окружавший их реальный мир, но и не только.

И все же на Боярских писаницах вряд ли изображены реальные поселки, скорее, вымышленные. Древние художники, терпеливо выбивая на скале картину, не столько стремились к точной передаче жизни, сколько добивались магической цели обеспечить материальное благополучие, изобилие и процветание конкретного поселения.

Сюжеты Малой Боярской писаницы в первых лучах солнца

Предметы прямоугольной формы с отростками в верхней части, которые мы видим на Большой Боярской писанице, по всей вероятности, изображают деревянные или глиняные бочонки, а возможно, кожаные фляги для хранения кумыса. Подобные сосуды обнаружены при раскопках могильников рубежа нашей эры на верхнем и среднем Енисее. Еще до недавнего времени они бытовали у хакасов и тувинцев. Надо полагать, что изображения этих предметов на писанице должны были символизировать и «поддерживать» благосостояние. Небольшие глиняные или бронзовые котелки могли служить чем-то вроде ритуальных кубков.

Изучение Большой Боярской писаницы

Древние бронзовые котлы на поддоне с гвоздевидными отростками на ручках время от времени случайно находили в XIX-XX веках. Они попадались разной величины — от огромных, объемом в несколько ведер, до крошечных, миниатюрных. Такие котлы изображали и на Боярских писаницах — их размеры также различны. О том, что скифы варят в котлах мясо жертвенных животных, а кости подбрасывают в огонь, говорил еще «отец истории» Геродот. И на Сибирских писаницах изображаются люди, варящие что-то в котлах, мешающие угли под ними, подбрасывающие топливо. В больших котлах, должно быть, готовили пищу для участников празднества, а из маленьких пили кумыс. Некоторые из изображенных на скале котлов могли быть и глиняными — подобные обнаружены при раскопках позднетагарских курганов.

Новая Боярская писаница. Прорисовка М. Дэвлет

По данным этнографов, бронзовый котел приносился в жертву на совместных жертвоприношениях. Считалось, что эта жертва даст возможность «Земле-старухе» («Великая мать земли») закрыть отверстие из нижнего мира, через которое могут явиться духи. Сначала в жертвенных котлах варили мясо, после чего наполненные пищей котлы выставлялись в ряд. Как только пищу съедали, шаманы принимались за передачу котлов матери-земле и ее свите. После окончания жертвенных церемоний бронзовые котлы уносили в разные места и закапывали в землю. Скорее всего, такая жертва должна была обеспечить внутреннее единство патриархальной семьи.

В верхнем ярусе Большой Боярской писаницы изображен человек, держащий в одной руке лук, а в другой — посох (?). Возможно, это шаман, а лук и посох — его магические орудия. Среди домов изображены и люди с воздетыми к небу руками, вероятно, они произносят молитву, обращенную к Небу. С магией плодородия, размножения и воспроизводства связаны, очевидно, схематические фаллические изображения людей и фигуры животных с подчеркнутыми признаками мужского пола. При этом изображенные стада животных, возможно предназначенных для жертвоприношений, направляются именно к поселку, а не от него.

Между домами представлены бараны в жертвенной позе с подогнутыми под брюхо ногами. Найденные подобные изображения из бронзы, возможно, эмблемы родового предка-тотема.

В нижнем правом углу Большой Боярской писаницы под группой схематических изображений выбита тонкой контурной линией фигура фантастического животного. Это верхняя часть туловища странного горбатого существа с передней лапой, намеченной обрывающейся линией, загнутым крючком хвостом, маленькими ушами или рогами и полуоткрытой беззубой пастью. Казалось бы, что выбитая на скале линия случайно приняла очертания животного. Однако среди наскальных рисунков встречаются подобные странные рогатые существа, отличающиеся лишь незначительными деталями. Вероятно, это устрашающее изображение символически передавало представление об образе смерти.

Боярские писаницы — это первобытные святилища, которые посещались людьми во время сезонных праздников. Магические действия и церемонии у скальных фризов с петроглифами носили, скорее всего, коллективный характер. На таком празднике всему родовому поселку испрашивались процветание и изобилие.

Моления и жертвоприношения на святилищах были призваны обеспечить первобытному коллективу сплоченность, безопасность, благополучие. Традиционные мистерии оформляли важнейшие ключевые моменты в жизни человека и общины, создавали ощущение единения с высшими силами, управляющими миром, укрепляли чувство единства членов общины и в конечном итоге способствовали сохранению существующего порядка.

Боярские писаницы были созданы с культовыми целями. Однако эти изображения наполнены реалистическим содержанием и служат ценнейшим источником познания бытовых сторон жизни давно исчезнувшего общества. 

Из ВИКИПЕДИИ:
Боярская писаница
 — памятник изобразительного искусства тагарской археологической культуры, состоящий из двух групп петроглифов: Малой и Большой Боярской писаниц в юго-западной части хребта Бояры (по-хакасски Пойар тағ — «Священная гора»). Этот невысокий хребет в 6 км к востоку от села Троицкое Боградского района Республики Хакасия тянется вдоль левого берега Енисея.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий