воскресенье, 27 марта 2011 г.

Доможаков А.В. – Миры его живописи из книги Л.А. Алимовой

Доможаков А.В. Мать солдата 1984
 В 1985 году была написана его картина «Мать солдата»: седовласая женщина стоит в степи у высокого курганного камня и прижимает к себе младенца-внука (на холсте теща и сын). Эта работа очень символична, ибо соединила в себе два основных направления в живописи художника того периода: портреты и материнство с одной стороны и воспевание древних камней - с другой. Именно его чрезмерное увлечение каменными изваяниями и наскальными изображениями резко критиковали некоторые абаканские художники, заявляя, что это равнозначно тому, как если бы христиане бесконечно писали могильные кресты. Конечно, они не были правы, хотя бы потому, что не все камни, которые возвышаются в степи над седым ковылем, являются могильными. Это - камни-храмы, ибо являлись центром сакральных ритуалов наших предков; камни-библиотеки, ибо хранят в себе большой объем информации; камни-шедевры древних художников и скульпторов, ибо в них столько достоинства и красоты; камни-обереги, ибо держат энергетическое равновесие нашей Хакасии. Вот почему всякое их передвижение в пространстве или разрушение, разрушает наше с вами благополучие, благосостояние и корни, нас питающие. Саша это понимал, и, вглядываясь в лики этих изваяний, черпал мудрость, ощущал ладонями тепло шершавой поверхности и потому всегда изображал их с исходящими энергетическими лучами солнечных цветов.
Доможаков А.В. Свинцовая бесконечность 1990
 … А время движется спиралью вверх, и нет никакой возможности его приостановить, только надо выбрать правильное направление. Ведь по спирали можно и вниз спускаться, идти в обратном направлении, хотя это все относительно. Где вверх, а где вниз? Относительно чего мерить? Куда ведет, Саша, твоя «Свинцовая бесконечность»? А впрочем, не такая уж она свинцовая, я бы даже сказала, она вполне солнечная,
…Ритуал погребения наших предков был частью их восприятия себя во Вселенной, они рождались из Космоса и после смерти туда же возвращались. Со смертью спиральное движение не прерывалось, лишь начинался новый виток, ибо время бесконечно, а мы все растворены в нем. Мы все живем по законам времени. И кто сказал, что мир трехмерен?
Доможаков А.В. Трупосожжение 1990
 Только «Трупосожжение» не назовешь таковым. Глядя на эту сумеречно сиреневую картину, мне явственно послышались строчки стихов Натальи Ахпашевой:
На голый курган у дороги,
Где дышит полынью простор,
Слетались голодные боги
На мой погребальный костер.

Следил я с высокой постели,
Чтоб все из прибывших гостей
Досыта попили, поели
Из жертвенной доли моей.

Бесстыдно срывая покровы,
И щеки, и ногти в крови –
Завыли безумные вдовы
Моей отлетевшей любви.

Запели, завыли родные,
В свой бубен ударил шаман.
Окутали дымы седые
Высокий и голый курган.

Я с дымом седым поднимался
К таким же прозрачным, как я,
Но медлил и не растворялся
Над белой волной ковыля.

И то, что теперь мною стало,
Взлетая над степью родной
С таким сожаленьем дрожало,
Как будто еще было мной.

Доможаков А.В. Шаман 1990
 Саше всегда было интересно узнать, как могут шаманы преодолевать трехмерность сознания, свободно путешествуя в пространстве и времени, не пользуясь машиной времени - популярным транспортом писателей-фантастов. Единственный транспорт, который им помогает войти в транс, а потом уже найти нужный порт - это бубен, который формой своей и зигзагообразным узором по окружности напоминает солнечный круг. Этот инструмент был символом самого мироздания, а его ритмичные удары напоминали сердцебиение Вселенной. Бубен всегда становился центральной и главной фигурой в Сашиных живописных повествованиях о шамане. И часто на инструменте изображалась спираль, выходящая за пределы круга и входящая в шамана: «Бубен шамана», «Шаман». И почти во всех подобных работах бубен и шаман составляют единое целое.
А еще художнику нравилось писать лошадей, но это были не те животные, которых вы привыкли видеть. Он не писал физическое тело этого красивого животного, он писал его тонкие миры, и получалось невесомое, но сложное многоцветье - «Лошадь». Не думайте, что тонкие миры бывают только у людей.
Доможаков А.В. Мир Наки 1985
 Жизнь - это день и ночь, если вы не живете за полярным кругом, то за ночью непременно придет светлый день и рассеет ваши ночные кошмары.
Но бывают и хорошие сны, например сны о любви (когда-то и ему такие снились). «Сон» или «Мир Наки», написанный в 1985 году, и есть светлый сон, ибо там есть солнце и белый конь. Синим цветом или цветом фиолетовым Саша обычно отмечал ночь. А на этой картине ночь, с зеленоватым диском луны в центре, полна символов, как обычно бывает в каждом сне, только мы не умеем разгадать их. Взобравшись на гриву призрачной лошади, на солнечной ладье четыре человеческие фигурки уплывают в небеса. Может быть, это лодка в страну предков, и она доставляет туда чьи-то бессмертные души, которых знала Нака, а правее еще одна лодка, но совершенно пустая. За кем она отправилась? Две спирали на полотне разворачиваются против часовой стрелки (почему-то многие спирали Саша направлял именно в эту сторону). Одна спираль - с женской стороны и больше, а другая - с мужской и меньше. Значит, таков их жизненный путь: у мужчины короче, чем у женщины. Ближе к мужчине находится черная саусвастика, которая также дает обратное вращение, а тем самым приводит в нижний мир, ибо это есть знак подземного солнца. В правом верхнем углу очень интересный знак, где представлены свастика и саусвастика вместе, и они уравновешены - бессмертие, с одной стороны (свастика), и смерть, с другой (саусвастика). Напротив лба женского профиля - черный знак. Но что он означает? Это как бы и антропоморфная фигура и, в то же время, напоминает «анх» - наиболее значимый символ у древних египтян, известный также как «крукс ансата» или «крест с рукояткой». В этом кресте объединяются два символа - крест как символ жизни и круг как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. Только линия поперек круга в египетском знаке отсутствует. Одним словом, эту картину можно читать бесконечно, о ней можно написать книги, причем каждый раз новую - настолько объемна информация, заложенная в ней. У Саши много таких работ - просто смотрите и слушайте себя, ибо они написаны для нас, они написаны о нас и нашем мире, и возможно и в вашей душе они найдут и тронут тонкие струны и родится незабываемая мелодия. И это будет ваша мелодия.
Доможаков А.В. Движение 1994 холст, масло 80 х 140
А движение по солнечной спирали продолжалось, а потому желтая краска кончалась катастрофически быстро, ибо она была везде: весь в солнечных лучах «Желтый конь с духом», куда-то несется золотистый конь «Движение», в золотом сиянии черная юрта «Юрта-солнце», и крышу ее украшают хакасские узоры для вышивки. Несомненно, в этом жилище царила гармония, ибо сидели рядом безмятежные мужчина и женщина. Все эти работы были написаны осенью 1993 года. И тогда же появились совсем новые по стилю работы, без широких мазков, но все так же написанные чистыми красками. Эти работы очень тщательно композиционно выстроены, и все символы составляют один гармоничный узор. Но в этих картинах не только цветовая гармония - они вмещают в себя целый мир.
Доможаков А.В. Дух Азии 1993
 «Дух Азии» - антропоморфная фигура стоит на солнечном диске и держит в руках стрелы. Если вглядеться в символы, которые прочитываются в данной картине, то можно найти китайские мотивы в облаках с золотой каймой, чисто индийские лотосы и трехуровневое "построение туловища и лика данной фигуры, характерное шаманскому пониманию миропостроения. Большие коровьи рога - символ матери-прародительницы, дарующей жизнь. Некоторые спрашивают: «А почему художник поместил солярный знак (диск в квадрате) в эту часть фигуры духа?». Это солнце Подземного мира, там жизнь переходит в смерть и рождается новая жизнь, ибо считалось, что именно оттуда выходит семя жизни. Таково бесконечное движение жизни. Очень сложна по символике и другая картина, написанная в подобном стиле - «Древние духи», имеющая также второе название «Антропоморфный двойник».
Доможаков А. В. Антропоморфный двойник
 Саша также продолжал писать реалистические холсты.
Одна из таких работ «Туеса», написанная в 1995 году, отображает уголок юрты: на сундуке, обшитом металлическими лентами, выставлены старые туеса, туеса выглядывают и с полки из-за занавески. Но самое интересное - на самой верхней полке, слева, православная икона с золотыми нимбами святых, а справа полотняный тёс (оберег) с тремя красными фигурками пляшущих человечков. Согласно С.В. Иванову, этот оберег (чалбах-тёс) пользовался широким распространением, главным образом среди качинцев (хакасский род) и считался у них наиболее почитаемым тёсом.
Доможаков А.В. Туеса 1995
«Каждый месяц в новолуние этого тёса «кормили» молоком от белой коровы, обрызгивали аракой и воскуривали перед ним ирбен (богородскую траву). Все эти действия сопровождались поклонами.
В обычное время изображение находилось внутри жилища, на мужской половине, поблизости от православных икон, между кроватью хозяев и ящиками с имуществами, то есть занимало самое почетное место в юрте. Чалбах-тёс изготовлялся шаманом с целью оказания помощи людям, страдавшим болезнью груди, ломотой и зубной болью. В то же время он представлялся полезным и для скота.
Чалбах-тёс представлял собой кусок белой холщовой ткани размером приблизительно 20x30 или 30x40 см с тесемками на верхних углах для привязывания изображения к стропилам юрты. К правому или левому углу иногда прикреплялось маленькое изображение бубна в виде обруча, сделанного из дерева. Кожаная обтяжка у этого бубна отсутствовала. К бубну привязывалась маленькая деревянная колотушка, по поводу которой хакасы пели: «Взявши в руку маленькую колотушку, направо и налево не ударяй». На холсте в центре рисовались краской изображения трех человеческих фигур. Рисунки обводились рамкой, состоящей из двух параллельных линий, между которыми помещался зигзаг. Все рисунки и рамки исполнялись краской одного цвета, обычно охрой, которую хакасы добывали в ближайших горах».
Картина «Туеса» показывает, что многие хакасы, несмотря на то, что были обращены в православную веру, все еще продолжали верить в духов. Христианство и язычество в их мировоззрении мирно сосуществовало. И в этой реалистической картине Саша остался верен себе - вписал в нее философию народа.
Доможаков А.В. Сопротивление
 И в то же время рождались полотна очень лаконичные по сюжету, например, на черном фоне двадцать девять белых стрел и навстречу им лишь одна красная стрела, впереди которой, словно волна - три параллельные красные дуги. Эта картина называется «Сопротивление». Красная стрела - это сам художник, который изменил свое движение назад к предкам, чтобы найти краткий путь в будущее. Сопротивление - это нормальное состояние всего его творчества. Он пытался оказывать сопротивление даже самому себе, заставлял писать реалистические постановочные картины, чтобы не отличаться от других художников и успокоить родных, которых иногда пугала его нестандартность.
 Источник:
Алимова Л.А. В круге Солнца: О художнике Александре Доможакове.
IN THE CIRCLE JF THE SUN (ABOUT ALEXANDER DOMOZHAKOV, THE ARTIST)./ Людмила Артемовна Алимова. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2005. - 140 с., илл.

Комментариев нет:

Отправить комментарий