среда, 26 января 2011 г.

Ряннель Тойво Васильевич 1921 - Биография

С сайта: http://artmus.culture21.ru/author.aspx?author=1278
Ряннель Тойво Васильевич родился в 1921 году
Художник, литератор. Образование: Омское художественное училище (1939-).
Член Союза Художников и Союза Писателей. Родился в деревне Тозерово на Ладоге в финской крестьянской семье. Предки его пришли в эти места из области Саво, что на севере Финляндии. Тойво не было еще и 10-ти лет, когда семья его отца Вилле Ряннеля была раскулачена. Два часа дали на сборы, и с родного хутора под Ленинградом Ряннели отправились в дальний путь на вечное поселение в Сибирь — в золотопромышленный Удерейский район к северу от Ангары. Болезни и смерть близких навсегда выжгли горькую отметку в сердце будущего художника и поэта, Умер, заболев туберкулезом, маленький братик Суло. В 1938 году был арестован и расстрелян старший брат Эйно: 20-летний поэт получил пулю за поэму о Сталине. В 1939 с особого разрешения спецкомендатуры Тойво Ряннель поступил в Омское художественное училище. Сибирь явилась для Тойво не только местом ссылки, но и землёй обетованной, где художник создал целый ряд знаковых эпических полотен («Горные кедры», «Рождение Енисея», «Угрюм-река», «Тропа великанов», «Сердце Саян» и др.), ставших художественной летописью освоения таёжных земель великих строек гидростанций и укрощения могучих сибирских рек. Прибрели известность серии лирических пейзажей и натурных этюдов, воспевающих красоты сибирской природы. Достоянием областных и районных музеев стали многие портретные образы современников-сибиряков, включая портреты В. Астафьева и И. Сталина. Гражданская реабилитация художника произошла лишь в 1993, когда состоялась его репатриация на историческую родину предков - в Финляндию. С тех пор Т. Ряннель живёт и работает в Хельсинки.
Ряннель Т. В. Морозное утро.
Из фондов Абаканской картинной галереи 
Слово художнику Тойво Ряннелю:
…Я - сибиряк. Инкеримаа (часть Ленинградской области) - это название земли, а не народа. Корни мои, судя по фамилии, из финской области Саво. Но я-то сам большую часть жизни прожил в Сибири, а надо сказать, что суровая среда вырабатывает в людях привычку оценивать других не по национальному признаку, а по тем лучшим качествам, которыми они обладают. Мы там все были равны - и евреи, и грузины, и прибалты, а иначе выжить было бы невозможно. А в Финляндии смотрю на чистые озера, на мощные скалы, на эти сосны и чувствую, что это мой дом, что это дом моих предков. И никуда от этого не денешься.[...]
…"Многие картины,- вспоминает Ряннель, - я знал по книгам, репродукциям, открыткам, которыми нас всех щедро снабжали прекрасные учителя рисования. Но то, что я увидел в залах, было выше человеческих возможностей: и "Девятый вал", и "Утро в сосновом лесу", и "Над вечным покоем", и "Иван Грозный", и "Три богатыря", и "Тройка" Перова, и непостижимое "Явление Христа народу" А. Иванова. Я был подавлен и раздавлен. Я брел под вечер по длинным улицам Москвы в хвосте нашей группы, молчаливый и задумчивый. Иван Алексеевич, директор школы, понял мое состояние и утешил: купим краски тебе и всем рисующим ребятам - не сразу Москва строилась, кончишь школу - в академию пошлем..."
…"Живопись и поэзия живут во мне рядом,- признавался когда-то Ряннель.- У них много общего, но есть и непримиримая специфика материала. Живопись не требует перевода. Я мог, мысля по-фински, написать те же сибирские свои картины. Средства поэзии - это язык национальный. От финского языка я оказался оторванным, русскому языку учился по книгам, и получилось, что мой поэтический язык оказался вторичным, не постиг той глубины, которая естественна для поэтов русских".
Ряннель Т.В.  Горные кедры

Источник: Ряннель Т. "НЕ ЛЮБЛЮ ЛОКТЕВУЮ БОРЬБУ"./ Тойво Ряннель; Беседовали Ольга Полынская, Юрий Тишков.// Аргументы и Факты на Енисее. - 2001. - октябрь, № 43
… Что такое власть? Это те же люди. Я никогда не спрашиваю у человека - коммунист он или нет.
…Портреты Сталина - наиболее распространенный заказ, который получали художники того времени, так что абстрагируйтесь от идеологии. Сталин в кителе, к примеру, стоил 60 рублей, Сталин в кителе с наградами - 180 рублей. Так что портреты Сталина - это всего лишь моя работа. А фотография в финской 130-страничной ежедневной газете - это всего лишь рекламный трюк. Конечно, всем финнам было интересно, спрашивали: "Где же ваши портреты Сталина?" А когда я им отвечал, что, мол, висят где-то в сельских классах, на конюшнях и так далее, если их еще не сняли, - все удивлялись.
…Рынок он всегда рынок. Я и сейчас иногда пишу "коммерческие" картины. Вот, видите, это пейзаж, выполненный на популярную тему - закат над водой. За такие картины люди платят хорошие деньги. Если они, конечно, есть. 
 Ряннель Т. В. Заросший пруд
Из фондов Абаканской картинной галереи 
…Когда я вынужденно переехал в Сибирь и увидел это великолепие природы - влюбился в нее. У меня не было никакого отторжения к неродной тогда еще земле - тайга-то не виновата в поступках людей. Вот тот же горный кедр, например, - это олицетворение Сибири. Это ее мощь и грациозность, твердость скалы и гибкость ветвей.
…Я реалист; я люблю естественную красоту природы, красоту веточки, листа осеннего. Как бы мы ни были дружны с Поздеевым и как бы я ни уважал его как художника, все же часто ему говорил: "Андрей, ну что ты занимаешься ерундой какой-то? Ляпистостъ, пятна цветные..." Я вообще не поклонник авангарда, примитивизма. Ведь откуда они пошли - из России начала XX века. Из анархии. Тогда многие почувствовали себя гениями...
…После переезда в Сибирь нам приходилось непросто. Я одного за другим терял братьев - кто-то умер от жестокого гриппа, кто-то - от скарлатины. Каждый из нас знал, что должен принести в дом свой кусок хлеба. Я вставал раньше всех, шел с удочкой на реку, и к тому моменту, когда отец просыпался, чтобы идти на работу, на сковородке лежала свежепойманная рыба. Если рыбы не было - я копал в лесу корни, черемшу в тайге собирал. Во мне есть здоровое честолюбие, которое не позволяет вмешиваться в "локтевую борьбу" за место под солнцем. Я просто работаю как могу и в конце концов все равно становлюсь "паханом", все равно все вокруг меня группируются. Трудолюбие, воспитанное с детства, уже в крови, и работать в полсилы я просто не способен». 
Ряннель Т.В. Рождение Енисея
ЗОРИЙ ЯХНИН.
Из лирического дневника. Художнику Т.В. Ряннелю
Отгрохотала грозовая буря.
И стал поток стремительным и бурым.
И камни,
Как огромные жуки,
Зашевелились вдруг на дне реки.
Весенний луч
Зарылся в рыхлой пене
И на мгновенье
Подчеркнул кипенье.
Но движется природа...
И вот-вот
Луч соскользнет с воды,
В тайге умрет.
Но кисть и краски
Заявили властно:
- Остановись, мгновенье,
Ты - прекрасно!

…Разве что щедрые заказы на портреты Сталина помогали выжить и выкроить время для живописи, где достигнуты такие вершины, как «Горные кедры», «Рождение Енисея» и другие полотна, запечатлевшие величественную красу сибирской природы. Они уже признаны классикой российской живописи. Параллельно и стихи рождались.

 Ряннель Т.В. Здесь будет Саяно-Шушенская ГЭС
Ряннель Тойво Васильевич
***
…Художник я, с богами вровень,
здесь, над горной высотой,
В родстве с гармонией суровой
Я властвую над красотой…

Ряннель Тойво Васильевич
***
…Небосвод по-августовски синий,
И цветы по-летнему звенят,
Но уже бездомный лист осины
Обгоняет на реке меня

Ты рано оторвался, жёлто-красный,
От той печальной розовой среды,
Где осень своевременно и сластно
Пургой заносит летние цветы.

Спасибо за нежданное свидание,
Оторванный осиновый листок,
За лёгкое твоё напоминание,
Что тесен мир и каждый одинок. (Источник: Виновен Р. Тропой великанов./Роберт Виновен, г. Хельсинки.// Литературная Россия. - 2008. - 21 марта, №12)
Ряннель Т.В. Строительство Саяно-Шушенской ГЭС 1972 год

Лисовский К.:
Художнику Т.В. Ряннелю
...И всюду, на любом пейзаже,
В большом иль малом полотне
Мне видится все та же, та же
Любовь к родимой стороне.
С какою силой непреложной,
Как тонко запечатлены
Все краски осени таежной,
Все буйство рек,
Весь шум весны! (Источник: Давыденко И.М. Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. - 182с.)
Ряннель Т.В. Саяно-Шушенская ГЭС 1984 год

Источник: Виновен Р. Тропой великанов./Роберт Виновен, г. Хельсинки.// Литературная Россия. - 2008. - 21 марта, №12
Союз пера и кисти. Звуки обошлись бы и без красок, а краски Ряннеля звучат и без помощи слов. Иначе поэт не был бы художником, а художник – поэтом. Лиризм пейзажа продолжен в стихи, где находит дополнительное осмысление.
…Союз стиха и мазка у Ряннеля столь органичен, что поэтические ассоциации возникают сами собой. Когда уж в который раз я гляжу на его гордые «Горные кедры», на их заломленные назад могучие, неуступчивые жилистые ветви и паветви, на ум неизменно приходит строка Л.Мартынова: «Я видел очертанья ветра». Или когда читаю у Ряннеля про водопад «Кивач»: «Я очарован вод кипеньем / И радуг красочной игрой», вижу не только карельскую речку Суну, но и полотно Ряннеля «Рождение Енисея».
…В стихах наш поэт обычно обходится без повышения голоса, но нельзя не почувствовать того, что особенно ему близко в земной красоте. Это размах и напор, которые в его живописи и даже в акварелях более очевидны. Тут я прежде всего вижу картину «Тропа великанов» – изображение ряда изваянных природой громадных каменных вертикалей, куда нынче водят туристов. Высота окаменевших братьев из сибирского мифа отвечает широте творческих устремлений художника, поэта и прозаика Тойво Ряннеля. Оно и понятно: коли назвался великаном, изволь соответствовать.

Ряннель Т. В. Северный мотив
Из фондов Абаканской картинной галереи 
Источник: Давыденко И.М. Художники Красноярска./ И.М. Давыденко. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978. - 182с.
Пейзажные работы Т. Ряннеля оставляют глубокий след в душе зрителя то нежным лиризмом, то глубиной философских раздумий, и это свидетельствует о высоком мастерстве художника, об умении средствами живописи затронуть сокровенные струны души.
В одной из рецензий о творчестве Т. Ряннеля было написано: «Ряннель — поэт. Природа для него — источник богатых впечатлений, которые он стремится претворить в зримые образы живо, эмоционально. Любой пейзажный мотив, самый обыденный и неприметный, обогащенный творческим видением художника, звучит у него как поэтическая новелла».
Умение чувствовать природу, насыщать свои произведения глубокими человеческими переживаниями — отличительная особенность работ Т. Ряннеля. Цвет, колорит — основа картин художника, он служит важным, если не главным, средством выражения чувств и мыслей автора. В его работах можно ощутить и грустную прелесть осенних дней, и пронзительную в ясной солнечности красоту летнего дня, и могущество горных кедров то в летнем, то в зимнем наряде.
Родина Тойво Васильевича — деревня Тозерово на берегу Ладожского озера Ленинградской области. Когда ему исполнилось десять лет, семья переехала на золотые прииски в Удерейский район Красноярского края. С этого времени вся его жизнь, а затем и творчество связаны с Сибирью.
Ряннель Т. В. Портрет С.П. Кадышева
Из фондов Абаканской картинной галереи 
Закончив в Южно-Енисейске среднюю школу, Ряннель поступил в 1939 году в Омское художественное училище. Во время войны он оставляет учебу и уезжает к родителям на Север. Преподает рисование в школе, а затем уходит в геологическую партию техником-геодезистом. В течение многих месяцев, складывавшихся в годы, шагал он по таежным увалам, помня, что он не только геодезист, а и художник, и, быть может, в первую очередь художник. В его рюкзаке всегда были краски, карандаши, бумага, множество зарисовок и акварельных этюдов.
Свои работы Ряннель привез в Красноярск после войны. Он показал их на восьмой краевой художественной выставке в 1946 году. Это были небольшие, написанные маслом этюды: «Август в тайге», «Река Сухой Пит», «В долине Вангаша», «Охотничья избушка», «Усть-Питское» и другие мотивы мест, где художнику пришлось побывать с геологической партией.
Коллектив красноярских художников очень тепло принял Тойво Ряннеля. Были трудности первых послевоенных лет, но молодость и творческое горение превозмогли все.
В 1947 году Ряннель участвует на межобластной художественной выставке в Новосибирске, посвященной 30-летию Октября. Его пейзажи «Утро в заповеднике», «Копьева грива», «Охотничья избушка» проникнуты лирическим настроением, в них нежное чувство к природе передано свежими и точными красками. Они выдержали соседство с работами опытных мастеров.
Важным и памятным для Ряннеля был год 1948-й. Его активное выступление на межобластной выставке и на очередной краевой, посвященной 100-летию В.И. Сурикова, было высоко оценено зрителями и художественной общественностью. Ряннель был принят в члены Союза художников СССР.
 
Ряннель Т. В. Мать-героиня.
из фондов Абаканской картинной галереи 
С первых шагов творческой деятельности Ряннель показал себя художником зорким, наблюдательным, и, что особенно важно,—последователем подлинно реалистических традиций в искусстве. Его творчество жизнерадостно и всегда различимо своей простотой и доступностью для восприятия. Он избегает «вычурности», будь то форма или краски, ему чужды формальные поиски «необычности» композиции.
Пишет он быстро, умеет добиться точности при передаче фактуры, гармонического сочетания тонов, материальной сущности предметов.
Поздеев А. Портрет Т.В. Ряннеля. Из фондов Абаканской картинной галереи 
Творческие успехи, которых достиг Т.В. Ряннель в первые же годы, не снизили энергии поисков, не «усыпили» его. Он ставит перед собой более сложные задачи, у него появляется естественная необходимость шире познакомиться с краем, его природой, людьми, ощутить биение пульса жизни. Он едет в Игарку, в низовья Енисея, в Саяны, в Туву, а позднее в Хакасию, Кузнецкий Алатау, на Таймыр.
В результате этих поездок у художника накапливается богатый материал, давший возможность создать ряд больших полотен. Они принесли автору широкую известность не только в крае и Сибири, но и за их пределами.
Конец пятидесятых и шестидесятые годы стали для Ряннеля периодом нового взлета. Еще более созрело искусство видеть, чувствовать состояние природы. Все это явилось залогом создания картин, в которых художник заговорил во всю силу своего голоса.
Во многих пейзажах зазвучал эпический тон.
Сказочна и могуча природа в картине «Шатры Эрлиг-Хана». Она была экспонатом Всесоюзной художественной выставки и выставки произведений советского искусства за рубежом. В ней передано сибирское раздолье, много света и воздуха. Лаконичны формы хребтов, раскинувшихся на многие километры. Все пространство, кроме стражей — скалистых вершин, укутано плотно слежавшимся снегом. Неприступными кажутся эти молчаливые просторы, и тем не менее в пейзаж хочется войти, присоединиться к четверке романтиков, пришедших в эти сказочные края, и ощутить свежую чистоту красок мира, полноту и радость жизни.
Пейзаж «Оленья речка» — это память о походах по скалистым кручам и безбрежному разливу тайги Северо-Восточной Тувы. Все в нем просто и величаво: и незамерзающая горная речка, вечно живым потоком пробивающая себе путь из-под мощных навалов ослепительно белого снега, и пересекающиеся, уходящие вдаль горные хребты Саян, и свет солнечного дня, и чистота зимнего воздуха и в целом весь колорит пейзажа.
К пейзажам эпического звучания можно отнести также «Вечер на Ергак-Тайге». Он был экспонатом Всесоюзной художественной выставки. В нем, как и в других пейзажах этого плана, применен принцип широкого панорамного решения. Величественная природа Саян с причудливыми очертаниями на горизонте горных хребтов подсказала живописцу особый характер композиции, дающий возможность показать обширное пространство, как бы увиденное с горы. Такое построение придает картине особую монументальность. Гармонично сочетаются в картине розовато-охристые вершины горных хребтов, бархатисто-зеленый массив тайги и белый с розоватым отливом снег. Прохладным и чистым кажется воздух.
Т. Ряннель не ставит перед собой искусственно сложных задач. Но тем не менее его пейзажам присуща внутренняя сложность, вызывающая определенные ассоциации. Особенно хорошо переданы художником скрытые силы природы, таинственность ее дремлющих горных образований в картине «Горные кедры».
...Вот на скалистой гряде высятся полуистерзанные порывами ветров три могучих кедра. Они прочно вцепились в каменистый грунт и как стражи, выделяющиеся своей мощью на общем фоне, вызывают разные ассоциации.
Для одних это аллегория о трех богатырях, охраняющих недра Сибири, как написал в книге отзывов один из зрителей. Другие отождествляют их со стойкостью людей, которые, не страшась трудностей, стоят и принимают на себя, как эти кедры, первыми удары невзгод судьбы. Эти ассоциации не случайны, к ним подводит зрителей весь образный строй  картины.
Пейзаж «Горные кедры» органически сочетает в себе конкретность изображенного мотива с широким обобщением, продуманностью композиции и цветового решения. Он динамичен, и эту динамичность придает ему и характер формы кедров, с оголенными от постоянного воздействия ветров сучьями, и беспорядочное нагромождение скалистой породы глыб, и неспокойное, с разрывами облаков, небо, и даже техническое выполнение, способ накладывания на холст краски. Здесь нет плавных, сглаженных переходов от одного тона в другой, а видны энергичные удары кисти с рельефным мазком, и таким образом живописная ткань усиливает общую экспрессию картины.
Могучая сибирская река Енисей покоряла многих художников-красноярцев бесконечной ширью своих просторов, величавой красотой берегов, бурным ритмом могучего течения. Т. Ряннель написал несколько работ, посвященных Енисею: «Енисей. Белая ночь», «Енисей. Восход луны», «Енисей. Порог Дар-Ужур», «Енисей. Ка-зачинский порог»,  «Енисей у Курейки».
«Рождение Енисея» — одно из значительных произведений этой темы. Пейзаж оставляет волнующее впечатление. В месте своего рождения Енисей напоминает водопад, который, разбиваясь в брызги о порожистые камни, стремительно несет свои воды меж скалистых берегов. Ландшафт по-утреннему радостен. Тема пробуждения природы в этот ранний утренний час оказалась созвучной теме рождения могучей сибирской реки.
В 1959 году состоялась персональная выставка работ Ряннеля. На ней экспонировалось 270 произведений. Затем она была повторена в Омске. Позднее часть работ увидели Москва, Барнаул, Новосибирск, Краснодар, Ставрополь, Нальчик, Грозный. Выставка произвела на любителей искусства большое впечатление, нашедшее отражение на страницах газет и журналов, в многочисленных записях в книгах отзывов и на обсуждениях.
Есть у Тойво Васильевича и портретные работы. Их немного, но они оставили значительный след в его творческой биографии. Нельзя не назвать такие работы, как «Портрет рабочего К.В. Сухарникова», групповой портрет лауреатов Государственной премии А.Г. Турбина и А.Я. Пантелеева, портрет участника Великой Отечественной войны П.Ф. Горбылева, портрет гидролога В. Винокурова. «Портрет охотника» экспонировался в 1961 году на Всесоюзной художественной выставке. Попасть пейзажисту на такую ответственную выставку с портретной работой — большая честь, она измеряется мастерством. Очень удачен «Портрет матери», полный тепла, света нежных красок. Написан он на воздухе возле дома, на грядках огорода. Мать, оторвавшись на секунду от своих дел, заинтересованно всматривается вдаль. Жизнь прожита, но она принесла покой, мудрость, мелкая суета не беспокоит пожилую женщину, которая много видела и много знает. Художник точно сумел передать не только внешний облик дорогого ему человека, но раскрыл его характер, духовный мир.
При обсуждении работ на выставках начала 60-х годов Т.В. Ряннелю делали замечания, что в его творчестве не нашла отражения природа, преображенная советскими людьми. Отвечая на них, художник сказал: «У меня много этюдов Красноярской ГЭС и других строек, но я считаю: пока тема не прошла по-настоящему через сердце художника и не выкристаллизовался ее полнокровный образ — выставлять вещь нельзя. У меня эти картины будут. Я в этом плане работаю». Эволюция творчества Т. Ряннеля показала, что его ответ не был пустой декларацией.
Когда художник рисует природу, он имеет перед собой не только живую натуру, но и «эталоны» классического воплощения ее на холстах. Он волен соглашаться или не соглашаться с этими эталонами, но во всяком случае у него есть отправные точки. В изображении пейзажа индустриального таких эталонов почти нет: каждый художник ведет поиски самостоятельно. И не просто найти выразительные средства, чтобы передать зрителям движение мыслей и чувств, а не только краны, машины, леса строек или землеройную технику. Это и имел в виду Ряннель, когда говорил, что тема должна пройти через сердце художника.
С 1966 года на выставках стали  появляться  работы Ряннеля, которые отражали преобразования, характерные для нашей действительности. Это в первую очередь «Красноярское море», «Плотина Красноярской ГЭС», «Дивногорск. Набережная», триптих «Над Енисеем», посвященные величественной стройке. А дальше — «Саяно-Шушенская ГЭС», «Хантайская ГЭС», большое полотно о героическом труде строителей Саянской ГЭС — «Перекрытие Енисея».
В произведениях Т. Ряннеля последних лет особенно ощутимо дыхание нашей действительности, правда жизни, пафос созидания.
Источник: http://www.ryannel.ru/main.phtml?clon=main&rubrica=11&lang=rus сайт о Ряннеле
Репрессии двадцатых-тридцатых годов, коснувшиеся многих народов "единого и могучего СССР", привели к истреблению целого народа - ингерманландских финнов. Член комиссии по правам человека, один из основателей общества "Инкериин лиито" в Санкт-Петербурге А.И.Кирьянен приводит следующие данные: по найденным источникам было раскулачено 8 тысяч семей (финноязычной группы населения), т.е. 20 тысяч человек еще в 1931-1932 гг, затем чистка после убийства Кирова в 1935 году и новые высылки во время войны… (по материалам газеты "Смена" от 26.06.1991 г.)




Комментариев нет:

Отправить комментарий