Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

понедельник, 20 февраля 2017 г.

«Дороже и золота и серебра…» Из хакасского и шорского фольклора с картинами художницы Любови Арбачаковой



«Дороже и золота и серебра…»
Из хакасского и шорского фольклора с картинами художницы Любови Арбачаковой
(переводчик Г.Ф. Сысолятин)
 
Любовь Арбачакова творит по законам Добра и Красоты — сказочные птицы, олени, лошади, лоси, деревья, богатыри, портреты женщин, яркий красочный мир ее полотен несут людям информацию из глубины традиционного мироощущения. Источник изображения 
ЛЮБОВЬ АРБАЧАКОВА:
«У наших вершин в горах
Одна сторона в снегах,
А на другой цветы.
Такая и в жизни ты.
На одной ладони луга,
Рдеющие цветами.
А на другой - снега,
Тающие слезами».

Арбачакова Л.Н. (1963 г.р.), талантливая художница шорского народа

Из хакасского и шорского фольклора (переводчик Г.Ф. Сысолятин)
***
И лодка, что в речке ныряет, качаясь,
И конь, что бежит, седоком понукаем,
Как сходны с тобой они, сердце мое!

Товарищу служат и конь мой, и лодка,
И в сердце звенящем рожденная песня.
Я этим доволен. Он — мой побратим.

Коня мне не жалко, и лодку не жалко
На дружбу отдать. Но сердечная песня
Всех больше приблизила к другу меня.

РУЧНАЯ МЕЛЬНИЦА
Вырубил зубилом
В кругляшах бороздки —
От краев к средине;
Получил два солнца.

Камень лег на камень
Насечкой к насечке —
Золотые Солнца
Стали жерновами...

Пай-пай, хол-тербени,
Мельница ручная,
Солнцами ты мелешь!
«Любовь Арбачакова  - художник, поэт, прозаик, неутомимый собиратель шорского фольклора, кандидат филологических наук. Ее рисунки пропитаны тихим, добрым и мудрым духом ее родины – Горной Шории. Даже птицы, цветы и коровы на рисунках – такие, каких можно увидеть лишь в Горной Шории, и более нигде на всем белом свете»  - так написано о художнице в журнале «Наш город» (№2(53), 2013 г.). Источникизображения 
КАМЕНЬ В УТЕСЕ
Э-э, какая взнеслась громада!
Что громаде отдельный камень?
Но лишь малый зубец отколешь —
Не достанет его утесу

***
Белый гоголь плывет
По речной быстрине.
Посмотрю на него,
Хоть стрелять и не стану.
Чернокосая, нежная
Нравится мне —
Хоть смолчу о любви,
Но на девушку гляну.

Сизый гоголь плывет
Через плес голубой.
Хоть стрелять и не буду —
Найду его взглядом.
Если век не придется
Прожить с дорогой —
Все равно, хоть минуту
Побуду с ней рядом.

***
На утесе камень встал —
Будто перст, что поднят к небу,
Может, молниям грозит?..
Он не мерзнет на морозе,
В жаркий день не ищет тень...

Сыну малому скажу:—
Крепок будь, как этот камень,
Бурям жизни не сдавайся.
Любовь Арбачакова – член Союза художников России и Союза писателей России, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института РАН, лауреат Кузбасской премии им. Бочинина, лауреат малой золотой медали Всесибирской выставки «Свежее искусство Сибири». Источник изображения 
ЧТО ДОРОЖЕ?
Что всего дороже
В глухомани мглистой?
Черный мех лисицы,
Мягкий, серебристый.

Что всего дороже
На степи ковыльной?
Бронзовой пшеницы
Урожай обильный.

Что всего дороже
У красы-девицы?
Черный огнь во взгляде,
Жгущий ей ресницы.
Сегодня Любовь Арбачакова – признанный и известный мастер. Ее персональные выставки прошли во многих городах Сибирского федерального округа. В 2006 году состоялась персональная выставка в Центральном доме художников в Москве. Работы шорской художницы хранятся в частных коллекциях России, Турции, Германии и США. Источник изображения 

***
Тоскует родник о звенящем ковше,
А гриб белоногий — об остром ноже,
А туча — о ветре: подул бы свежей!..
Тоскую и я, как они:
Умчи меня!
Срежь!
Зачерпни!

***
Под белой Луною
Хребты и отроги белы.
Не надо с тобою
Ни золота нам, ни хвалы.
Под Солнцем не может
В лучах не светиться гора.
Мы сами дороже
И золота, и серебра.

КОСТЕР
Костер высокий я разжег,
Вскипает чай на нем.
Тебе — тепло и кипяток,
И ты — меня ищи.
Ищи по ржанью скакуна
Под звездным потолком,
По песне, что тебя зовет,
По пламени в ночи.

Ее работы несут архетипы коренного народа Горной Шории: главные символы — птица, лошадь, олень, юрта, родовое древо. В картинах нет конкретики, они мифологичны. Источник изображения 

***
Трубочку, что сделал из березы,
Потерял в березовом логу.
По любимой проливаю слезы:
Разлучились — встретить не могу.

Трубочку, что сделал из талинки
Я в таловом потерял логу.
Обошел в степи я все тропинки,
А тебя вот встретить не могу.

***
Над ковром ковыльным
Птичье щебетанье.
Обветшал могильный
Камень на кургане.

Мочат прах столетий
Дождевые воды...
Подрастают дети,
Пролетают годы.

ОСИНА
Зябкая осина, что с тобою,—
Отчего всегда дрожишь листвою?
Лето на дворе, а ты — застыла.
Неужель тепла не накопила?
А откуда взять тепла в осине?
У нее лишь горечь в сердцевине.

КОСАЧ
Отчего краснобров косач?
Зимней ночью он спал в сугробе,
Что накрыл его с головой...
Пробиваясь наружу утром,
Стер косач свои брови в кровь.

ФИЛИН
Сидит и ждет поглуше ночки,
Чтоб страх накликать на леса.
— Женился б я на царской дочке,
Когда б не красные глаза.
Уу-уу-уу!

Он все угрюмей год от года,
Страшилище лесных дорог.
— Жену я взял бы из народа,
Когда бы не был мохноног.
Уу-уу-уу!


Рисовала с детства. Ее работы отличаются чистотой помыслов и палитрой. Картины художницы дают возможность зрителю взглянуть на мир глазами ребенка, окунуться в мир образов художницы. Источникизображения 

ПЕСЕНКА РЯБЧИКА
Снежок мой белый пуховой,
Я сам растаял бы с тобой.
Ты таешь — грусть в моей груди.
Но ты, снежок, еще приди,
Еще приди.

Приди пораньше через год.
Упрямый рябчик подождет.
В тайге прохладных много мест,
Но ждать тебя не надоест.
Не надоест.

МЕДВЕЖОНОК
На цепь посажен бурый мишка,
Он грустно смотрит на тайгу.
 - Свести тебя к твоим братишкам?
 - Я сам, дай время, убегу.

 - Но твой хозяин осторожен,
Крепка железная скоба...
— Мне иль ему тайга дороже?
— Ответил с хитрецой аба. (Аба — медведь (хакасск.).
«Плоды для нас вкуснее всего, когда они на исходе; дети красивее всего, когда кончается детство». (Сенека). Источникизображения 
***
Рябчик, рябчик на кряже горном,
Ты разжился ль в бураны кормом?
Кыз, причина моей печали,
С кем забыть обо мне — нашла ли?

ЛЯГУШКА
— Отвечай, лягушка-поскакушка,
Отчего плоска твоя макушка?
 - Шапку я примерила неловко,
Мне она и сплющила головку.

 - Твоя кожа травяной окраски,
Лишь краснеют почему-то глазки...
 - Прыгаю я, воздух рассекая,
В глазки бьет волна его тугая.

 - А вот спинка у тебя, лягушка,
Будто бы пуховая подушка...
 - Я на спинке булочки таскала,
Вот она подушкою и стала.

 —Лист кувшинки для тебя — как плотик.
Но громоздок пухлый твой животик...
— Я в гостях была, талкан там ела,
И с того талкана растолстела. (Талкан — толокно (хакасск.)

Мне и квакать трудно от одышки...
 - Отчего ж длинны твои лодыжки?
Без седла на лошади скакала,
Оттого и длинноногой стала.

Анзас - родина Любови Арбачаковой и сказочный край. Фото: Из личного архива. Источник изображения 
МУРАВЕЙ
 - Что ты так тонок?— муравья
Спросила мышка-боровинка.
 - Боролся с великаном я,
И он передавил мне спинку.

***
У перечницы, поднятой в горсти,
И золотое блюдце не в чести.
У перечницы, поднятой в горсти,
Одно желанье — перцу натрясти.

СОЛОМА И ОГОНЬ
Солома бурая в копне
Затосковала об огне.
Расчувствовалась — позвала.
А он спалил ее дотла.

***
Утес поневоле молчанье хранит,
Боится открыться он каменным братьям —
А вдруг засмеют, если честно сказать им:
—«Бураву-ручью» нипочем мой гранит.
В детстве для маленькой Любы лошадь Красотка была и «богатырским конем», и лучшей подругой, поэтому она до сих пор главная героиня на картинах художницы.
Художница объездила всю Шорию: «Фольклор собирала по крупицам от наших бабушек и дедушек. Знаю каждую шорскую деревушку. Сегодня, к сожалению, деревни исчезают, уходят из жизни бабушки, а вместе с ними – фольклор и культура. Умер и наш последний сказитель – Владимир Егорович Таннагашев. Человек уникальный – он обладал даром горлового пения, прекрасно знал язык, играл на национальных музыкальных инструментах. С его слов я записала больше двух десятков сказаний». © / Из личного архива. Источник

Год
Год дерево крепчайшее согнул
И ржавчиною съел железа гору
И он же юность в отрока вдохнул,
А юноше дал мужество в опору.

Косность
Из жизни косность не уйдет сама,
И новый век с трудом ее корчует.
Она—заматерелая зима,
И думает — весну перевоюет.

УТРО
Утро на поле колосья ровняет,
Пташек дневных на крыло поднимает.
Чистое небо готовя для них,—
Наземь сбивает всех тварей ночных.

Источник стихов книга: Сысолятин Г. Тысячелистник: Стихи, поэма./ Геннадий Сысолятин. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1984. - 112 с.

Немного о биографии художницы
Арбачакова Л.Н. (1963 г.р.) Источник изображения 
Любовь Никитовна Арбачакова — шорский живописец и график, поэт, ученый-исследователь шорского героического эпоса, член Союза художников (2005), Союза писателей России (1997), учёный-фольклорист, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института филологии СО РАН.
Родилась в деревне Анзас Таштагольского района Кемеровской области 1 мая в 1963 года. Училась на шорском отделении Новокузнецкого государственного педагогического института. Кандидат филологических наук. Автор работ по шорскому фольклору. Изданы поэтические сборники на шорском и русском языках: «Онзас черим» (2001), «Колыбель любви» (2004), «Песни шориянки» (2011), публиковалась в сборниках «Чедыген», «Кузнецкая крепость», «Огни Кузбасса», «Сибирские огни», «Наш современник» и др.
Любовь Никитовна составитель сборников «Алып Кускун. Шорское героическое сказание» (Новосибирск, 2011 г.); «Фольклор шорцев» (Новосибирск, 2010 г.), автор словаря шорского языка в картинках «Каас-пичиги» (2002 г., совместно с Ф. Г. Чиспияковой).
Участник выставок с 1992 г. Стажировалась на Х Международной творческой лаборатории стран-участниц ТЮРКСОЙ – Анкара, Турция (2006 г.).
Любовь Никитовна лауреат кузбасской премии им. Н. И. Бачинина в номинации «Живопись» (2003), награждена медалью Администрации Кемеровской области «За особый вклад в развитие Кузбасса» 3-й степени (2003).
Принимает активное участие в общественной жизни коренного населения. Живет в Междуреченске.
«Мне интересно все – от цветка до горы. В общем, что вижу, о том и пою. Если же говорить словами громкими… Я беру энергию от своей земли и своего народа. Я люблю свой народ и свои деревни. Часто вижу их во сне… Я родилась в глухой шорской деревушке Анзас. Теперь ее уже нет… Но я ее все равно помню, для меня она жива. Я помню даже вкус ягод, которые собирала близ моей деревни. Знаете, какая вкусная черемуха была в моей деревне? Ничего слаще не ела за всю жизнь». (из интервью с Арбачаковой Л.Н.)

http://tadarlar.ru/lyubov-nikitovna-arbachakova - источник ее биографии

Комментариев нет:

Отправить комментарий