Художественный мир Сибири

Субраков Р.И. Сказ "Хан-Тонис на темно-сивом коне".

Сибирская земля богата талантливыми живописцами, создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов. Приглашаю всех гостей блога к знакомству с уникальным искусством коренных народов Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, их фольклором, а так же с картинами сибирских художников, с коллекциями, которые хранятся в музеях и художественных галереях сибирских городов.

воскресенье, 12 февраля 2017 г.

Народ Тофалары - горные жители Сибири. Тофаларские сказки



Народ Тофалары -
горные жители Сибири
Тофалария - это музей природы и этнографии под открытым небом.
За лесами, за горами, за снежными перевалами, в глубине Саянских гор лежит удивительная земля - Тофалария. Здесь с незапамятных времен живет необыкновенный народ - тофалары. До прихода Советской власти назывались они карагасами и земля, ныне Тофалария, звалась Карагасией. Традиционно тофалары являются полукочевым народом. Основными занятиями были охота и рыболовство, у северных групп также отгонное оленеводство преимущественно транспортного направления.
Тофалары. Источник  изображения 
Тофалары (самоназвание «тофо» – «человек», прежнее название – «карагасы», то есть «черные гуси») – коренной народ Южной Сибири, исторически проживавший в долине реки Уды, самая малочисленная этническая группа Нижнеудинского района Иркутской области. Населяют покрытые тайгой северные склоны Восточного Саяна в бассейне рр. Бирюса, Уда, левых протоков рр. Ока, Кан, Гутара, Кара-Бурень, в основном в пос. Альгджер, Нерха и Верхняя Гутара.
Высшая точка — пик Поднебесный (2924 м.) в центре Удинского хребта. Рядом расположена еще одна известная вершина — пик Триангуляторов (2881 м.). В юго-западной части Тофаларии — пик Грандиозный (2891 м.). Основные хребты Тофаларии — Удинский, Агульские Белки, Гутарский, Ергак-Тарган-Тайга, Бирюсинский, Джуглымский. На юге и западе Тофалария граничит с Тувой и Красноярским краем, на востоке с Бурятией и входит в состав Нижнеудинского района Иркутской области. На этой обширной территории живет около тысячи человек, треть из них – тофалары.

Тофалары (Тофы). Дети. Источник изображения 
Впервые тофы упоминаются в китайских летописях Вэйской династии V века. Племя дубо (туба, туво) проживало восточнее Енисея. Они являлись данниками (платящими дань) различных центральных азиатских империй. Лишь в XVII веке Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем. Тофалары вели в основном полукочевой образ жизни.
По данным  Переписи населения 2002 года численность тофалар, проживающих на территории России, составляет 1 тысячу человек.
Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Иркутской области проживает 678 тофаларов.
Алыгджер. Источник  изображения 
Алыгджер ("Широкая долина" — тофаларск.) — село в Нижнеудинском районе Иркутской области, у реки Уда, в 93 км от районного центра. Столица тофалар России. Алыгджер расположен словно на дне кастрюли — его со всех сторон окружают крутые скалистые горы, только одна из которых имеет собственное название — над поселком гордо высится гора Пионерская.
«Край возле самого неба» - так назвал Тофаларию, горную страну в Саянах, писатель Валентин Распутин. Мало таких мест осталось на нашей планете. Здесь деревья падают на землю от старости. Здесь трудно ходить, но легко дышится…
Карагасская тайга всегда была богата разной живностью и главное охотничье богатство - соболь и белка водились здесь в изобилии. 
Более ста видов птиц находят здесь приют, около трех тысяч различных растений в том числе и одно из сокровищ Тофаларии - радиола розовая или золотой корень, называемый сибирским женьшенем.
Сложные сплетения хребтов, заоблачные вершины, самая высокая из которых - пик Поднебесный, искрящиеся шапки снега на гольцах, глубокие ущелья и каньоны, на дне которых в вечном сумраке шумит вода, живое серебро хариуса в чистейшей струе горного потока, каменистые россыпи-курумы, снежники и ледники, альпийские луга, покрытая мхами каменистая тундра, застывшая на выступе скалы кабарга - чудесное создание животного мира - все это Тофалария.
Раскинулась Тофалария на площади более 21 тысячи квадратных километров. Там нет дорог и попасть туда можно только авиатранспортом. Она не имеет закрепленных границ.
Тофаларские чумы. Источник изображения 
Жили тофалары в чумах конической формы, из жердей. Зимой чум покрывали ровдугой (замшей из шкуры изюбря или лося), летом – берестой. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины. Стойбище (поселение в форме группы чумов) тофаларов обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом – до 10.
Нынешние тофалары уже не ведут кочевого образа жизни, проживают оседло в трех поселках: Алыгджёр, Нерха и Верхняя Гутара. Добраться туда возможно только на вертолете и связаться только по рации.
Традиционная одежда тофалар (мужская, женская и детская) существенных различий в покрое не имела. Зимнюю изготовляли из шкур копытных, главным образом лося, марала, оленя. Зимней традиционной одеждой служила шуба, сшитая мехом внутрь. Наиболее распространённым видом летней верхней одежды служил халат, который шили из изношенных оленьих шкур или косульей ровдуги. Зимним головным убором женщин была шапка из оленьих шкур мехом наружу, летом — платок из покупной ткани. Многие мужчины летом носили кафтан с суживавшимися внизу рукавами, сшитый из сукна или ткани. Из украшений предпочитали серебряные или оловянные серьги, браслеты, кольца, а также серебряные накосники.

Фольклор тофалар
Камлание. Предгорья Восточного Саяна. Источник изображения 
Тофалары сохранили в своей устной традиции песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки. Важную роль играли дохристианские культы, а также шаманизм. Хам ыры, или шаманские песнопения, состояли из ритуальных напевов (еерен ыры) и обрядовых возгласов (тоорек), обращенных к духам и амулетам. Все песнопения-молитвы сопровождались звучанием бубна и металлических погремушек.
Одним из основных жанров фольклора были песни (ыр), в т.ч. лирические, которые исполнялись не только соло, но и хором. Их пели на свадьбах, во время отдыха на промысле, в пути при перекочевках, верхом на оленях. Важное место занимали сказки (тоол) о животных, волшебные и др., при этом сказители пользовались большим уважением.
Музыка исторически связана с музыкальными традициями енисейских народов – кетов, хакасов, алтайцев, шорцев и тувинцев, а также бурят и эвенков. Главной характеристикой музыки является распевная мелодия – айалга (от монгольского айалгу – «тон голоса», «мелодия»). В жанровом отношении наиболее устойчивой формой является алхыш – песенное благословение, восхваление или страстная мольба, обращенная к родственникам, соплеменникам, природе, духам, божествам. Песни часто сопутствовали играм (ойен), которые проводились во время общих праздников: летом – аргамчы ойен – «игра с арканом» и зимой – суглаан – «собрание». Кроме того, песни исполнялись на свадьбе и на охотничьем празднике. Особое место в песенной традиции занимают шаманские песнопения (хам ыры), включающие ритуальные напевы, обращенные к амулетам (еерен ыры), и обрядовые возгласы (тоорек). Они сопровождались звучанием бубна и металлических погремушек. Эпические песни давно не исполняют, но известно, что некоторые сказания (улегер) пелись в специфической «горловой» манере (аълханыр).
Инструментальная музыка имеет общее название хобус и состоит из наигрышей на инструментах, встречающихся у всех тюркских народов южной Сибири.
Это – шестиструнная щипковая корытообразная продолговатая цитра с кожаной декой, двухструнная щипковая лютня, выдолбленная из цельного куска ели; двухструнный смычковый (коробчатый или трубчатый) инструмент, иногда называемый хурэ. Среди духовых инструментов – флейта, дуговой металлический варган (известен как женский интимный инструмент) и музыкальный лук – мужской интимный инструмент. https://infourok.ru/material-o-tofalarah-kray-vozle-samogo-neba-1098862.html

Тофаларские сказки
Ансамбль Дыырак Ибилер на празднике Аргамчи-Ыры. Праздник «Аргамчи-Ыры» в Тофаларии. 2012 год. Источник изображения 
С 90-х годов активисты Ассоциации «Тофалария» прилагают немалые усилия и всячески стремятся воссоздать традиционную культуру.
В селе Алыгджёр существует Этнокультурный центр Тофаларии. Примечательно, что все сотрудники Этнокультурного центра – русские. И коренные жители считают их последними хранителями своих традиций. Гордость поселка – фольклорный ансамбль «Дыырак ибиллер», что переводится как «быстроногий олень». Творческий коллектив принимал участие во Всероссийской выставке-ярмарке «Северная цивилизация» в Москве, на раз становился дипломантом всероссийских конкурсов.
В народной памяти сохранилось много, легенд,  преданий и сказок, которые в настоящее время бережно воспроизводятся, переводятся на другие языки и включаются в собрания сказок народов мира.

ЖИВАЯ ВОДА
Это было очень давно. Молодой охотник заехал в далёкую степь. Кругом — ни души. И вдруг охотник увидел необычных людей. У них были лошадиные ноги с копытами. В руках эти люди держали железные крючья...
Охотник испугался. «Что делать?» — подумал он и пустил коня галопом. Люди с копытами заметили охотника, захохотали и повернули за ним. Охотник погнал коня. Люди с копытами по­скакали быстрее. Стали приближаться. Охотник оглянулся. Страшные люди тянули вперёд свои железные крючья. Впере­ди — болото.
Охотник стегнул коня со всей силы — взвился конь, переле­тел через болото. Люди с копытами вбежали в болото, увязли, повернули назад.
А охотник оказался в чужой, неведомой земле. Вот идёт он по лесу и видит: лежит огромный лось. Охотник спрыгнул с коня, потрогал лося и понял: лось только что убит. «Кто его убил?» — подумал охотник.
Едва подумал — увидел: на тушу вскарабкался маленький человечек, ростом поменьше локтя. Этот человечек ловко вспо­рол шкуру лося и вырезал большое белое ребро. Охотник уди­вился и спросил:
 - Что ты будешь делать с этим ребром?
Человечек ответил:
 - Я сделаю из него лук. Буду охотиться.
Охотник рассмеялся:
— А силы у тебя хватит натянуть такой лук? Какого зверя ты сможешь убить?
Человечек обиделся, но ответил вежливо:
— Силы хватит. А убить могу любого зверя.
Охотник, продолжая смеяться, говорит:
— Ну, покажи, что ты можешь, удалец, убей зверя. А я посмотрю, как далеко летит твоя стрела.
Человечек говорит:
— Что показывать? Вот, смотри, лось лежит. Это я его уложил. Будешь смеяться — и тебя убью.
Охотник ещё больше смеётся:
— Меня убьёшь? На, стреляй в ногу, хочу посмотреть, что у тебя за стрела. — И он подставил ногу.
Человечек поднял лук и выстрелил. Охотник упал. Человечек свистнул. Перед ним появился заяц под седлом. Человечек вско­чил на зайца, натянул поводья и ускакал.
Охотник лежит, думает: «Зря посмеялся над человечком. Он, оказывается, сильный. И стрелы у него настоящие. Что теперь делать? Встать не могу. Нога сломана».
Наступила ночь. Охотник всю ночь не спал, мучался, болела нога. Наутро он увидел вокруг много-много мышей. «Что им надо?» — подумал он. И тут услышал разговор мышей.
— Скоро   этот  огромный   человек   умрёт, — говорила   одна мышь. — Вот когда мы вдоволь наедимся мяса!
Охотник поёжился: «Меня, оказывается, уже собрались съесть!»
А другая мышь говорит:
— Чего ждать? Можно и сейчас немножко попробовать, он ведь не шевелится. — Она  подбежала  и начала грызть охотника.
Тут он разозлился, схватил её и отшвырнул. Мышь ударилась о дерево. Попробовала побежать. Лапка сломана. Тогда мышь тихонько, на трёх лапках приковыляла к болоту, взобралась на кочку, выкопала корень какой-то травки, съела его, и лапка у неё тут же срослась. Мышь побежала на четырёх лапках. Охотник пополз к этой кочке. Выкопал травку, съел корень. И почувство­вал себя здоровым. Нога срослась. Он встал, сел на коня. Поехал через лес в сторону своей земли. Вдруг услышал свист стрел. Он выехал на поляну и увидел: человечки стреляют в цель, упраж­няются в стрельбе. Оказалось, все они — меткие стрелки. Охотник вежливо с ними поздоровался. Человечки приветливо с ним поговорили.
На прощание охотник сказал:
— Приезжайте в мой аал, будете почётными гостями. Хорошо вас встретим, хорошим мясом угостим.
Человечки сказали:
— Ждите нас в счастливый день, в полнолуние, мы приедем в гости не с пустыми руками — подарим вам живой воды. Мы сами эту воду пьём и поэтому не знаем ни болезней, ни старости. Мы живём вечно.
Охотник вернулся домой, рассказал в своём аале, как был он в чудесной стране, где живут бессмертные человечки, и обещали те человечки приехать к нему в счастливый день, в полнолуние, и привезти живой воды.
Женщины начали рубить дрова, готовиться к встрече гостей. В день полнолуния в котлах у них закипело мясо. И вот, наконец, увидели они, как выскочили из лесу всадники на серых зайцах. Женщины вдруг засмеялись:
— Ну и гости к нам едут! Что у них за скот! Каков скот — таков и сам народ!
Рассердились человечки.
— Не  дадим  глупым  людям  живой  воды, — сказали  они. И выплеснули ту воду на деревья: на ель, на кедр, на сосну.
А потом повернули своих зайцев и скрылись.
С тех пор ель, кедр и сосна стали вечнозелёными.
А если бы не засмеялись те женщины, люди не знали бы ни болезней, ни старости, ни смерти.

КАК НАКАЗАЛИ МЕДВЕДЯ
(Пересказ М. Ватагина. Художник Х. Аврутис)
Раньше от хозяина-медведя никому у нас в тайге житья не было. Всех в страхе держал. Ревел на весь лес. Малые зверюшки дрожали и в норы забивались, большие звери бежали, куда глаза глядят. Ходил медведь, не разбирая дороги, норы-гнёзда ломал, птиц-зверей давил, никого не миловал.
Звери просили медведя уняться, но он и слушать не хотел.
— Кто в тайге хозяин?! — ревел он.— Захочу — всех передавлю!
Пришла осень. Зима впереди. Звери устали от хозяина, терпе­ния нет. И решили собраться на сходку. Со всей огромной тайги пришли звери, со всех рек и озёр, со всех гор и долин.
— Будем судить медведя,— сказали они.— Хватит ему над нами измываться! Нет для него законов!
Судьёй выбрали лося. Все звери и зверьки, все птицы и птич­ки,— все по очереди высказали свои обиды. И все увидели, как велика вина медведя.
Лось подумал и присудил: заточить медведя на полжизни.
Присудить-то присудил, а где его держать в заточении, кто будет охранять, кто будет кормить?
И тогда лось сказал:
— Пусть медведь полжизни спит. Отныне он будет каждый год проводить в спячке полгода. Пусть на всю нашу долгую зиму укладывается в берлогу, пусть спит с конца октября до конца апреля. И кормить его не надо, пусть лапу сосёт. Полгода будет лесной народ жить спокойно, без хозяина.
С тех пор медведь на зиму заваливается в берлогу. Всю зиму спит. Лапу сосёт. Да и летом он стал спокойным, смирным.

ПРО ЗЛОГО ХАНА УЛУЗУНА
(Запись и литературная обработка М. Ошарова. Художник Х. Аврутис)
В одной юрте жили сестра с братом. Девушка была красави­цей. Узнал про неё злой старый хан Улузун и решил взять к себе пятой женой. Брат сказал хану, что он не позволит увезти свою сестру из юрты. Хан рассвирепел и решил дать смельчаку три задачи. Если юноша ошибётся — голову долой.
Первая задача — узнать, сколько лет живёт заяц. А как спро­сить у зайца — юноша не знал. В юрту пришёл опечаленный. Сестра обо всем расспросила его, а сама рукой махнула:
— Это дело лёгкое. Вон в долине растёт земляника. Беги туда, ложись и слушай.
Юноша лёг среди ягод. Вскоре пришёл заяц, посмотрел и от радости передними лапками захлопал:
— Шестьдесят три года прожил, а такой ягоды не видел!..
Юноша пришёл с ответом. Хан посмотрел в большую книгу:
 - Зайцу, в самом деле, шестьдесят три года! Удивился хан, дал вто­рую задачу — узнать возраст дедушки медведя.
Юноша почернел от горя — никогда с дедушкой медведем не разговаривал, боялся его. Пришёл юноша в свою юрту, а сестра ему говорит:
— Это мы тоже узнаем.
Дала ему три шапки и сказала:
— Иди в долину, садись у горы, одну шапку надень себе на голову, другую — на правое колено, третью — на левое...
Юноша сделал, как сестра советовала. Сидит и покачивается.
Вот идёт дедушка медведь. Смотрит — перед ним трехголовый человек! Дедушка встаёт на задние лапы, от удивления головой покачивает:
— Семьдесят восемь лет прожил, а трёхголового человека не видел! Это, наверно, непобедимый силач!..
Юноша пришёл к хану и дал ответ. Хан в книгу посмотрел: ответ правильный. Видать, этот парень умный. На таких задачах его погубить невозможно.
И хан сказал:
— Завтра придёшь обучать верховой езде моего вороного жеребца с девятью ушами.
Юноша загоревал: никто не ездил на жеребце с девятью уша­ми. Убьёт его дикий конь.
Сестра опять успокоила брата:
— Я сделала три железных кнута,— сказала она.— Этими кнутами ты научишь покорности вороного жеребца с девятью ушами.
Утром юноша пришёл на ханское стойбище, поймал вороного жеребца с девятью ушами и давай хлестать железным кнутом. Когда кнут исхлестался, юноша увидел, что конь присмирел, седло на него накинул и сам в седло вскочил. Конь взвился на дыбы, хотел наездника сбросить, но юноша стал хлестать вторым желез­ным кнутом.
Конь взлягивает, через камни прыгает, а от седока никак не может освободиться. Силы конь теряет.
Когда второй кнут исхлестался, юноша взмахнул третьим. Вороной жеребец заметил новый железный кнут и вскрикнул человеческим голосом:
— Ой, больно мне!..
И тут юноша увидел под собой вместо вороного жеребца само­го злого хана Улузуна. Узнав своего противника, юноша захохо­тал и сильнее прежнего взмахнул железным кнутом.

Сказка о происхождении тофаларов
Пришли три человека. Один был бурят, другой-тувинец, третий — татарин. Стали они жить на новом месте, ловить рыбу, охотиться на диких зверей. Однажды во время охоты они поймали олененка, приручили его, и через некоторое время стало у них много оленей, много еды и одежды. Как стало много еды, и людей стало много. Расселились тогда эти три рода: один по Уде, другой по Ие, третий в Гутаре. И так образовался тофаларский народ.


Источники:
Белый медведь и бурый медведь: Сказки народов России в пересказах Марка Ватагина; сост., вступ. статья и прим. М. Ватагина; Художники А. Коковкин, Т. Чурсинова. – СПб.: Республиканское издательство детской и юношеской литературы «Лицей», 1992. – 351 с.
Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных./ Составитель Эрта Геннадьевна. Падерина; художник Х. Аврутис,— Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.— 144 с, ил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий